В октябре 1942 года на фронт поступила первая советская УКВ радиостанция с частотной модуляцией, разработанная в НИИ связи Красной армии, находившемся в Мытищах.
Конструкторская группа под руководством Г.Т. Шитикова занималась разработкой УКВ радиостанции для связи в низовом звене армии с 1938 года. Работоспособный образец А-4 был готов к концу 1940 года. Он показал обнадеживающие результаты: дальность связи 20-30 км при мощности передатчика не больше 1Вт и массе комплекта 14 кг. Но неудовлетворительной оставалась незащищенность приемника от импульсных помех. Эту проблему, уже во время войны, решено было преодолеть переходом на частотную модуляцию. Заодно ожидалось увеличение дальности связи.
В феврале 1942 года полевые испытания прошла станция А-6, в августе на ее основе была разработана модель А-7, а в октябре первая партия из 50-ти штук радиостанций А–7 была направлена в действующую армию. 31 декабря 1942 года вышло постановление ГКО об их серийном производстве. В марте 1943 года разработчикам А-7 была присуждена Сталинская премия.
Из воспоминаний ветерана Великой отечественной войны Г. Гусева:
«Эта станция была создана под руководством профессора Георгия Трофимовича Шитикова в НИИ связи Красной Армии в Мытищах. А–7 была замечательна тем, что в ее основу был положен принцип частотной модуляции, позволяющий вести радиосвязь открытым текстом, что резко сокращало время передачи команд во время боя, поскольку отпадала необходимость в кодировании передаваемых радиосигналов.
У немцев в тот период подобных радиостанций не было, и возможность перехвата наших сообщений была исключена. К тому же запеленговать местонахождение А–7 было очень трудно.
В качестве помощника начальника связи полка по радио мне пришлось в первый раз работать на этих радиостанциях на Курской дуге – приблизительно за две недели до немецкого наступления.
Получив десять комплектов А-7 и научив радистов работать на ней, мы были готовы к боевым действиям. Тут меня вызывал командир полка майор Голиков. «Как дела с радиосвязью?». Докладываю, что все шесть батарей радиостанции получили, испытания произведены, радисты подготовлены, но из-за нехватки времени связь испытали только на близких расстояниях, и полной уверенности в ее надежности пока нет.
А надо заметить, что Голиков был решительный, даже отчаянный офицер. «Бери свою А-7, поедешь со мной на нейтралку, полюбуемся на фрицев!»
С немцами нас разделяло где-то 5-ти километровая нейтральная полоса, по которой в ночное время рыскала наша разведка.
В командирском «виллисе» мы быстро проехали километра три, дольше – открытая местность, ехать опасно. Мы с Голиковым оставили машину и – где по-пластунски, а где короткими перебежками добрались до разрушенного домика. Дальше за домиком – овраг, а за оврагом уже и немцы – всего в каких-нибудь 100- 150 метрах.
Видим, там стоят танки, пушки, солдаты с котелками готовятся к обеду. Похоже, что эту позицию занимает танковый батальон.
Голиков приказывает: «Разворачивай станцию, выходи на связь с 6-й батареей». Сказано – сделано. Примостившей за березой, устанавливаю антенну, вызываю батарею, а у самого дрожь в коленках, в таких ситуациях я еще не бывал.
Батарейный радист отвечает: «Слышу вас хорошо». «Связь есть», - докладываю. «Координаты такие-то, - командует Голиков, - одним снарядом – огонь!». Над головами просвистел снаряд – разрыв, недолет. После второй команды – с поправкой – попадание! Следующая команда командира полка касается уже всех батарей, а это 24 пушки калибра76 мм: «Беглый огонь!». Разрывы наших снарядов слились в сплошной грохот. За несколько минут было выпущено 120 снарядов – и батальон фашистов фактически перестал существовать.
Мы быстро свернули радиостанцию и, уже не пригибаясь, во весь опор пустились в обратный путь. К счастью для нас, на этот раз все обошлось благополучно. И новая радиостанция не подвела!»
Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/
#Мытищи #Мытищинскиймузей #культураонлайн
#мытищилайф #нашеподмосковье #мытищисити
#гоМытищи #культураМытищи #Мытищи2022 #нацпроекткультура