Найти в Дзене

Чёрные птицы

Район и его центр - Тихореченск, Маврику, конечно, понравился. Город, скрытый от шумных мегаполисов шелестом ветра, был добрым кубанским местом с приятными жителями, богатыми традициями и мягким климатом.
Когда Фёдор Андреевич вёз юношу по улицам на своей экологической «Ниве», их приветствовали разные люди - от самых маленьких детей до древних казаков. Жители чувствовали, что гость из олимпийской столицы здесь не просто так.

С городом уже несколько месяцев творилось что-то неладное. Будто нарушился баланс природы и человека. Экология - воздух и вода, которыми питался Тихореченск, была под угрозой полного загрязнения. И что важно - во всей этой истории не было одного виноватого. Всё расползалось как инфекция - понемногу, по чуть-чуть, лишая степной городок его здоровья.
– Мавр, сейчас я отвезу тебя к своим сватам, у которых ты поживёшь, пока тебе не выделят официальное жильё. И пока светло, хочу с тобой одну загадку попробовать разгадать, - старший коллега повернул «Ниву» на просёлочную дорогу. Внедорожник, поднимая тяжёлую пыль, поехал к одинокому хутору на окраине населённого пункта.

На подворье Фёдора Андреевича и Маврика уже ждали хозяева - Данила Сергеевич и Антонина Степановна. И даже верный дворовый сторож - пёс Евдоким, не лаял, а с почтением смотрел на гостей.
Перед домом, под навесом, в тарелках уже дымил пАром традиционный кубанский борщ. Зелень, сметана, компот - всё это было выставлено на стол. – Как говорят на Кубани - дай Бог! - поприветствовал гостей Данила Сергеевич, а Антонина Степановна поклонилась мужчине и его юному другу.
– Прекрасный борщ, - отведав угощение, - высказался Маврик. - У нас в Сочи так вкусно не готовят.
– Зато у вас бананы в огородах растут, - вежливо ответила на похвалу хозяйка.

- А также киви, мандарины и фейхоа, - не смог сдержать гордости за свою малую родину юноша.

Фёдор Андреевич после обеда еле дождался, когда Маврик завершит заселение и отправится с ним по горячим следам одной экологической загадки.
- Готов? - уже с нервом в голосе сказал он, когда юный дворник не торопясь вышел во двор и стал читать в смартфоне сообщения от родных.
– Давай, давай, поехали. Может, что успеем сегодня. - Фёдор Андреевич на правах старшего сгрёб юного товарища в автомобиль, и они помчались в центр.

В самом начале лета, когда степь, словно праздничный шарик, быстро наполняется тёплым и лёгким воздухом, на город обрушились чёрные птицы. Казалось, они были повсюду - в скверах и на площадях, во дворах домов, школах и детских садах. Всем своим ужасным видом пернатые пугали детей и наводили взрослых горожан на мысль о том, что невидимые силы наслали на Тихореченск проклятие. А значит, стоит готовиться к чему-то очень плохому.
– Ты понимаешь, я сам этих птиц каждый день вижу – страшные, чёрные, словно демоны. Мне - взрослому человеку, от одного облика их становится страшно, - торопливо рассказывал Маврику его экологический наставник.
- Старики говорят, что это предвестники чумы. Беда страшная нас ожидает! - продолжал мужчина. - А вот и они, кстати, - Фёдор Андреевич показал на стаю тёмных птиц, которая следовала к лесополосе.

- Давайте за ними, - решительно сказал юноша и старший товарищ направил автомобиль к посадке.
На границе города и полей, разделённой густой полосой деревьев, внедорожник экологов остановился. Пернатые, тем временем, скрылись в густой листве.
- Что за деревьями? - Маврик ждал ответа.
- Когда-то, в советские годы, здесь был кирпичный завод и при нём цех по производству асфальта, - ответил Фёдор Андреевич.
- Ведите туда! - скомандовал юноша.

Лесопосадка, густо поросшая акацией и жерделей, стала гостеприимным домом для множества разных птиц - голубей, ворон, соек, воробьёв и даже сов. Все они мирно соседствовали на ветвях и спокойно наблюдали за экологами из своих гнёзд.
- Обратите внимание на птиц, - сказал Маврик.
Подавляющая часть пернатых была тёмной масти. Тела, крылья, клювы и даже глаза их были чёрного цвета. Впрочем, подобный оттенок присутствовал и на деревьях, которые облюбовали птицы.
После блужданий по лесополосе юноша и мужчина вышли к поляне, огороженной высоким бетонным забором. Посередине препятствие разделяли кованые ворота. Подойдя к ним, юный эколог изо всех сил ударил по железу:
- А ну открывайте!

Через некоторое время из-за забора послышался голос:
- Кто там?
- Это мы! - твёрдо ответил Маврик.
- Милиция? - осторожно спросил голос.
- Лучше! - уже громко сказал Фёдор Андреевич. И добавил, - экологи!
Ворота заскрипели и перед гостями открылась необычная картина - во дворе на огромных дровяных печах стояли бочки, из которых шёл густой смрадный дым. А чёрные от копоти люди деревянными палками что-то размешивали в них.
- Добренького дня, - услышали гости голос откуда-то снизу - это их приветствовал человек, открывший ворота.
- Взрослые есть? - строго спросил его Фёдор Андреевич, так как открыватель ворот был им по пояс.
- Я взрослый, - обиженно произнёс незнакомец.

Когда экологи стали выяснять, что происходит внутри забора, чёрные люди рассказали, что, как и прежде, здесь делают асфальт.
Единственно, нынешнее производство было незаконным и опасным для окружающей среды.
- Значит так. Сейчас мы закрываем производство и опечатываем завод, - уверенносказал Маврик. Фёдор Андреевич его поддержал.
- Не смейте, - с дрожью в голосе ответил маленький человек. - Мои люди потеряют работу, им нечем будет кормить семьи!

- На Кубани всегда есть, чем накормить семьи, - ответил на это Фёдор Андреевич. - А работу они не потеряют, если вы оформите документы на производство асфальта и поставите противодымные фильтры.
Экологи вывели всех работников наружу и закрыли ворота на замок.
- И вот ещё что, - подозвал Маврик главного чёрного человека. - Всех птиц, которых вы испачкали дымом, вы отмоете самым приятным шампунем. И если я когда-нибудь увижу хоть ещё одну чёрную птицу в городе, разговор будет другим, - добавил он.
- А как же грачи! - Испуганно заговорил человек. - Они ведь сами по себе чёрного цвета?
- А это мы уже с грачами обсудим, - завершил разговор юный, но очень уверенный эколог.