Нынче эта песня прозвучала на концерте в Российской национальной библиотеке, который дал старт первому музыкальному библиомарафону «Неизвестные песни военных лет». Его инициаторы намерены вернуть к жизни более 120 песен, созданных в годы Великой Отечественной войны, а ныне забытых или малоизвестных широкой аудитории. #INJECT_1# Открывая библиомарафон, продюсер проекта Александр Морозов отметил, что эти композиции заслуживают народного признания и ждут своих исполнителей. Он заверил, что инициаторы акции будут продвигать ее на государственном уровне, обратятся за поддержкой к меценатам, чтобы в итоге она стала международной. Первой прозвучала красивая героическая песня «Сердце танкиста». «Родная сторонка, прощай, не скучай, // Красотка-подружка, любить обещай! // Сегодня танкисты уходят на бой, // Чтоб с новой победой вернуться домой…». Автором музыки был композитор Валентин Кручинин, слов — Алексей Фатьянов, режиссер-постановщик и артист окружного ансамбля Орловского военного округа. Композитор Николай Будашкин в годы войны служил на кораблях Краснознаменного Балтийского флота и создавал песни о боевой жизни моряков. Одна из них, «Бескозырочка», также прозвучала на концерте. Хороший пример лирической военной песни, проникнутой юмором и нежностью, — «Четыре моряка» на музыку Бориса Мокроусова и слова Михаила Исаковского. «Что за славные ребята! // Только встреча коротка… // Заявились из Кронштадта // К нам четыре моряка. // И словами, и делами, // И собою хороши; // Если девушка посмотрит, // Остается без души…». Конечно, нет никакого злого умысла в том, что из написанных во время войны сотен песен сегодня известны и популярны лишь несколько десятков. Чаще всего происходил своего рода естественный отбор: остались с нами те, которые можно было быстро запомнить и воспроизвести. Другие служат просто историческим фоном, документом эпохи. — Каких только жанров не было в музыке военного времени — и вальсы, и даже колыбельные! — восклицает Ирина Безуглова, заведующая отделом нотных изданий и музыкальных звукозаписей РНБ. — Востребованы ведь были необязательно марши и песни, поднимающие боевой дух. Не меньшей популярностью у бойцов пользовались лирические песни, которые напоминали про родных, про покинутый дом. Такие как «В землянке», «Синий платочек», «Темная ночь»… Они брали за душу и были настолько мелодичны, что пережили время и оказались «нетленными». По словам молодого артиста Николая Горлова, который в сопровождении музыкального ансамбля исполнял на концерте военные песни, он отбирал их поначалу исходя из текстов, с точки зрения поэзии, а потом уже производил вторичный отбор — тех композиций, которые понравились мелодически. — Популярность песен — явление достаточно сложное, порой непредсказуемое, — отмечает Горлов. — Их судьбы не всегда зависят от глубины текста или яркой, запоминающейся мелодии, хотя они, конечно же, имеют большое значение. Большое количество композиций стали популярными в силу разных причин, зачастую напрямую не связанных с их художественными качествами. Например, потому, что прозвучали в кино или были в какой‑то момент исполнены знаменитыми певцами и записаны на пластинку. Яркий пример — судьба песни «Офицерский вальс», впоследствии получившей название «Случайный вальс». Она приглянулась Леониду Утесову, и именно это обстоятельство сыграло едва ли не решающую роль в ее судьбе. Назвать сегодня эту песню забытой или неизвестной никак нельзя… — На концерте в основном была молодежь, и мне было очень интересно наблюдать за ее реакцией, — говорит Горлов. — Поначалу слушатели казались достаточно настороженными: мол, зачем позвали, что им такое особенное хотят предложить? Потом я начал ловить живой отклик зала. Ага, значит, зацепило!.. Правда, честно говоря, не знаю даже, что больше — сама песня или ее исполнение. Артист и дальше намерен продолжать работать с песнями военных и довоенных лет. По его словам, они ему особенно близки. — Уверен, что многие из них отнюдь не устарели. Немного архаичной может показаться прежняя манера исполнения: сегодня странно слышать, когда эстрадные песни поют высокими оперными голосами. Да, в некоторых военных песнях я немного сместил акценты, где‑то добавил современной ритмики. Но только чуть‑чуть: я вовсе не стремлюсь осовременивать их так, как это делают нынче многие певцы, искажая мелодическую структуру. Работа с музыкой должна быть очень деликатной.
«Родная сторонка, прощай, не скучай…». Могут ли забытые песни вновь стать популярными?
3 октября 20223 окт 2022
4
3 мин