Экспертный совет Минпросвещения России утвердил первый состав Совета учителей-блогеров при ведомственном Общественном совете. В него вошли практикующие педагоги, активно ведущие аккаунты в социальных сетях и имеющие в них обширную аудиторию.
Несколько дней назад состоялось первое совещание Совета учителей-блогеров, которое провел министр просвещения России Сергей Кравцов.
Не секрет, что современная молодежь много времени проводит в соцсетях. Это то, что мы не можем отменить, то, что существует объективно.
А как на это реагировать учителям? Игнорировать этот процесс или, напротив, тоже становиться медиаактивными?
Интернет — это новая публичность, и занимать реакционную позицию учителям и видеть в интернете только угрозу - непродуктивно. Это все равно, что бороться с ветром: кто-то от ветра пытается спрятаться, а кто-то строит ветряную мельницу для того, чтобы использовать ее энергию. Интернет — это целое пространство, огромная сфера и возможностей, и рисков. Интернет-коммуникации учителя должны стать органичным дополнением его профессионально-педагогического общения. И здесь важно выработать новую культуру коммуникаций, новые принципы выстраивания социальных отношений.
Актуальность присутствия педагогов в соцсетях сегодня совершенно очевидна. Они лучше понимают учеников, так как находятся с ними на одной волне. Дети, в свою очередь, с большей охотой идут на уроки и изучают предметы. Для педагогов соцсети – это отличный инструмент, который позволяет наладить контакт и с родителями. Несмотря на то, что некоторые из них до сих пор настороженно смотрят на учителей-блогеров. Наверное, нужно лишь время, чтобы аккаунты педагогов воспринимались как нечто, помогающее наладить учебные процессы. За этим будущее.
Учителя-блогеры – это, прежде всего, учителя. Блогерство - это не профессия, это инструмент. Это огромный коммуникационный канал. И если учитель его не использует, то он не идет в ногу со временем.
Членами совета учителей-блогеров стали 26 блогеров, имеющих аудиторию от 1 тысячи человек в социальных сетях («ВКонтакте», «Яндекс. Дзен», «Телеграмм», «Яндекс. Кью», «Одноклассники» и другие).
«Взаимодействие с общественностью способствует открытости деятельности Министерства, позволяет получить обратную связь на наши инициативы и проекты и, как следствие, сделать их более эффективными и полезными. Считаю очень важным появление в нашем арсенале нового инструмента работы с аудиторией – Совета учителей-блогеров. Он объединил ведущих специалистов, не просто доказавших на практике свой педагогический талант, но и сумевших найти подход к широкой аудитории в социальных сетях. Уверен, новое объединение даст возможность его участникам обмениваться успешными практиками в преподавании и выстраивании коммуникации, а также обеспечит рост популярности профессии учителя», – сказал Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Цель создания нового объединения – усиление взаимодействия Министерства с экспертным педагогическим сообществом. Деятельность совета будет способствовать обеспечению единого образовательного пространства через распространение информации в социальных сетях о решениях в сфере образования.
Участники совета смогут принимать участие в обсуждении наиболее важных вопросов, касающихся системы образования, а также выступать с инициативами и предлагать мероприятия, направленные на повышение престижа педагогической профессии и формирование позитивного имиджа учащихся педагогических университетов и учителей российских школ, а также способствовать популяризации работы педагогов среди аудитории социальных сетей.
«Мы в диалоге с родителями и педагогами, и то, насколько понятно мы донесем то, что делаем, как это скажется на образовательном процессе, на системе координат просвещения, очень важно. Когда целое сообщество одержимых педагогов участвует в этом процессе и с чиновничьего и законодательного языка переводит на человеческий, это дорогого стоит. Чем больше понятных идей и изменений будет внесено, тем понятнее будут все наши действия. Это очень важная работа, я благодарен тем людям, которые самоотверженно занимаются этим», – подчеркнул заместитель Министра просвещения России Денис Грибов.
Учитель-блогер – глаз и голос народа. Именно люди, находящиеся в центре событий, в школьных коридорах и классах, а не в министерских кабинетах, могут помочь учителям России и системе образования в целом. 20 учителей-блогеров, которые удостоились права представлять интересы сотен тысяч педагогов России, могут выдвигать собственные инициативы. И профессия учителя вновь станет популярной и уважаемой.
В современных реалиях людям, не связанным с образованием, кажется, что учитель – явно не та профессия, которая войдет в Атлас новых профессий. Чаще сейчас любят говорить о наставниках и тьюторах. Поэтому инициатива создания совета - подтверждение того, что учителя идут в ногу со временем, что эта профессия очень гибкая, учителя замечают и «слышат» не только актуальные запросы общества, но и друг друга. Такие разные учителя нашей большой страны находят точки соприкосновения.
Волгоградский регион в Совете учителей-блогеров представляет Валерий Семенов - выпускник ВГСПУ, а в настоящее время - учитель музыки, заместитель директора по учебной работе МОУ СШ № 128 Дзержинского района, победитель Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» и Всероссийского конкурса «Лига Лекторов».
«Великий отечественный педагог Антон Семенович Макаренко говорил так: «Любая деятельность будет тогда важна и тогда полезна, когда она происходит в коллективе». Поэтому коллектив и Совет педагогов-блогеров - это важное мероприятие, в котором я постараюсь проявить себя, -говорит Валерий Семёнов.
Уже сейчас у Валерия Семёнова и его воспитанников в планах множество новых интересных, а самое главное, полезных проектов. Об этом и не только – в ответах Валерия «Учителю».
Педагогическая интернет-культура — это то, что создается здесь и сейчас. Чувствуете себя первооткрывателем?
- Чувствую себя тем, кто не побоялся учиться у своих воспитанников. Не стоит недооценивать потенциал Интернета: если учителя не появятся в Сети, то их место очень скоро займут совсем иные «наставники». Вопрос не стоит в том, нужно ли формировать комьюнити учителей в Интернете, обсуждать стоит лишь эффективные средства, которые позволят его создать в кратчайшие сроки. Оптимизм внушает внимание Министерства к опыту тех коллег, которые уже заявили о себе в online формате, в этой связи считаю создание Совета учителей-блогеров актуальным и важным решением. Что касается интернет-культуры, то любая культура зарождается только коллективе, в обществе. Сейчас формируется само общество учителей-блогеров, а значит, появление культуры - следующий этап.
Существует мнение, что учителя-новаторы, например, Макаренко и Выготский, в современном мире вели бы свой блог. Они бы не смогли игнорировать такой канал коммуникации. Согласны?
- А.Г. Асмолова можно смело назвать учеников Л.С. Выготского (через научного руководителя А.Н. Леонтьева), В.И. Слободчиков, вне всякого сомнения, - ученик А.С. Макаренко (через своего учителя - воспитанника Макаренко С.А. Калабалина). И у А.Г. Асмолова, и у В.И. Слободчикова регулярно публикуются материалы в Сети: на сайте и в блогах. Вели бы блоги выдающиеся педагоги прошлых лет - однозначно да. Более того, свои блоги вели бы и В.А. Моцарт с П.И. Чайковским, и Л. да Винчи с И.Е. Репиным, и И. Кант с Л.Н. Толстым - все, кто писал книги, публиковал статьи и транслировал свой опыт доступными в свою эпоху средствами. Не вёл бы блог только не написавший лично ни единой строчки Сократ, блог Сократа вели бы его ученики, которые и зафиксировали все идеи своего учителя в реальности.
Но, если серьезно, то важен не сам факт наличия или отсутствия личного блога у мастеров педагогики, а его потенциальный контент. Для понимания материалов настоящего педагогического блога достаточно ознакомиться с Интернет-ресурсами Шалвы Александровича Амонашвили и его сына Пааты Шалвовича. Педагогическому блогу как форме трансляции методического опыта, безусловно, - быть! Выкладывать ли в этом блоге видео с танцами или фото с макияжной зоны - личное дело каждого, хотя я бы разделял личную жизнь, свободное время с профессиональной деятельностью.
На подготовку уроков уходит столько сил и времени! Еще и административная нагрузка. Как тут еще и блог успевать вести?
- Ошибочно думать, что блог отнимает много времени, скорее наоборот, грамотное ведение своей страницы или сообщества в социальных сетях значительно сокращает путь к ряду профессиональных целей и тем самым время экономит. Вся та часть педагогической работы, которая совмещает в себе трансляцию опыта, публикацию методических материалов, обсуждение инновационных средств и многое другое, очень органично перемещается в мобильный гаджет, попутно освобождая от возможных проблем, связанных с географическим положением и временем суток. Я очень люблю служебные командировки, однако, в силу ряда причин, не имею возможности лично посетить всех коллег, деятельность которых вызвала интерес. Спасибо большое таким педагогам за личные блоги, наличие которых позволило нам вести продуктивный диалог. И призываю всех перестать сомневаться в диллеме «начинать вести блог или нет» - однозначно начинать, и чем раньше, тем лучше. Как отреагируют ученики? Они будут помогать и вдохновлять. До скорой встречи в блогах!