Найти в Дзене
Музей техники

Шавров Вадим , Авиаконструктор!

Вади́м Бори́сович Шавро́в (26 октября (7 ноября) 1898, Москва — 23 декабря 1976) — советский авиаконструктор. Кандидат технических наук (1945), историк авиации. Наиболее известен созданием нескольких типов летающих лодок и двухтомной монографией «История конструкций самолётов в СССР».
Вади́м Бори́сович Шавро́в (26 октября (7 ноября) 1898, Москва — 23 декабря 1976) — советский авиаконструктор. Кандидат технических наук (1945), историк авиации. Наиболее известен созданием нескольких типов летающих лодок и двухтомной монографией «История конструкций самолётов в СССР».

Выдающийся авиаконструктор Вадим Шавров создал первую советскую серийную летающую лодку Ш-2, активно эксплуатировавшуюся с начала 30-х до 50-х годов, участвовавшую в спасении челюскинцев.

Ш-2
Ш-2

Он так же увлекался энтомологией: его коллекция жуков, которую он начал собирать еще до революции, после его смерти в 1976 году стала частью собраний Зоологического института РАН и Зоологического музея МГУ. В 50-х годах он стал писать книгу «История конструкций самолетов в СССР», из которой успел издать два тома. В фильме «Служили два товарища», он сыграл эпизодическую роль пожилого красвоенлета. Советскому кинематографу была вовсе не чужда игра со зрителем, понимающим намеки.

Можно упомянуть еще несколько аэропланов, построенных в России того времени: в 1912 году российские авиаторы Макс Лерхе и Георгий Янковский пригласили механика итальянской фирмы «Савойя» Францеско Эвджисто Моска на московский завод «Дукс» и строят моноплан «ЛЯМ». Самолет «ЛЯМ» типа «Блерио», но с более прямыми крыльями и более коротким фюзеляжем.

Самолёт Лям и его создатели
Самолёт Лям и его создатели

Самолет был превосходен по всем статьям, не хватало лишь мотора и выбор Янковского пал на 60-сильный мотор «Калеп», который купили на выставке. Пилот-конструктор Г. В. Янковский проверил надежность работы мотора в показательных полетах на московском аэродроме.

Гео́ргий Ви́кторович Янко́вский (1890—1943) — русский лётчик, командир воздушного корабля «Илья Муромец-3», участник Белого движения на Юге России.
Гео́ргий Ви́кторович Янко́вский (1890—1943) — русский лётчик, командир воздушного корабля «Илья Муромец-3», участник Белого движения на Юге России.

«В этот день - писал корреспондент журнала «Тяжелее воздуха» произошло состязание на высоту между авиаторами Алехновичем и Янковским. Алехнович поднялся на аппарате «Гаккель» на высоту 1250 метров, Янковский вслед за ним взлетел на 1775 метров. Высота, на которую поднялся Янковский, является в России рекордной». Янковский родился в Лодзи, учился в Варшавской школе пилотов «Авиата». С началом Первой мировой войны Георгий Викторович был зачислен вольноопределяющимся в 16-й КАО. Воевал на собственном самолете «С-12». В 1915 произведен в подпоручики, награжден Георгиевскими крестами 4 и 3 степени. Затем переведен в Эскадру воздушных кораблей, был командиром бомбардировщика Илья Муромец №3.

Бомбардировщик Илья Муромец
Бомбардировщик Илья Муромец

В августе 1917 года штабс-капитан. В Гражданской войне участвовал на стороне Белого движения, в Донской армии, позже в 3-м самолетном и 6-м авиационном отрядах Вооруженных сил юга России. Эвакуировался из Феодосии в апреле 1920 года на пароходе «Константин». В эммиграции был летчиком ВВС Югославского королевства. Погиб в 1943 или 1944 году в Сараево. Есть упоминания, что при посадке бомбардировщик подбили партизаны, есть упоминания, что это произошло в госпитале при бомбежке союзниками. Воевал ли он на стороне немцев в ВОВ неизвестно, хотя на восточном фронте хорватские летчики воевали: Хорватский авиационный добровольческий легион, с осени 1941 года 15-я эскадрилья в 52 истребительной эскадре совершила до 1944 года 5000 вылетов, 300 побед, потеряв 16 летчиков и еще были две эскадрильи бомбардировщиков на «Дорнье 17»

Дорнье Do 17 (нем. Dornier Do 17) — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик фирмы Dornier времён Второй мировой войны. 
Являлся одним из основных бомбардировщиков люфтваффе. Выпускался с 1937 по 1940 годы.
Дорнье Do 17 (нем. Dornier Do 17) — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик фирмы Dornier времён Второй мировой войны. Являлся одним из основных бомбардировщиков люфтваффе. Выпускался с 1937 по 1940 годы.

Дорнье Do 17 (нем. Dornier Do 17) — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик фирмы Dornier времён Второй мировой войны. 
Являлся одним из основных бомбардировщиков люфтваффе. Выпускался с 1937 по 1940 годы.
Дорнье Do 17 (нем. Dornier Do 17) — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик фирмы Dornier времён Второй мировой войны. Являлся одним из основных бомбардировщиков люфтваффе. Выпускался с 1937 по 1940 годы.

Они совершили 370 вылетов в составе третьей бомбардировочной группы. В феврале 1942 года бомбардировщики были отправлены в Хорватию. Но Янковский скорее всего не попал на Русский фронт, так как был летчиком протектората Сербия под лидерством генерала Милана Недича.