Найти в Дзене
13-й пилот

Сенаки-90. Перегон: тегеранские заметки. Встреча с иранскими лётчиками

Этот раз иранские таможенники нас досмотрели прямо у самолётов. Я вёз контрабанду: кутаисский коньяк в армейской фляге. Флягу ещё в кабине положил внутрь лётного шлема и сверху положил остальные прибамбасы: подшлемник, кислородную маску, перчатки, наколенный планшет, полётную карту со штурманским планом. Прошлые разы таможенники ни разу не рылись в пилотских мешочках с лётным имуществом, только — заглядывали. Понадеялся, что так будет и этот раз. Да, таможенник заглянул в мешочек, который я с готовностью ему открыл. Его взору открылись привычные вещи и он дал знак закрыть мешочек. С удовольствием! А в моей раскладной сумочке были только туалетные принадлежности, да книжка для чтения в почётном плену.
Нас привезли на ночлег опять в другое место. В советскую колонию заводских представителей, куда-то на окраину Тегерана. Рядом шла трасса в столицу, имелась остановка городского автобуса. Территория колонии была за забором с КПП, охраняемая иранскими бойцами. Автобус остановился у многоэт
Вот эта гора-ориентир для иранских лётчиков. Признаться, слона-то я и не заметил. Фото из свободных источников
Вот эта гора-ориентир для иранских лётчиков. Признаться, слона-то я и не заметил. Фото из свободных источников

Этот раз иранские таможенники нас досмотрели прямо у самолётов. Я вёз контрабанду: кутаисский коньяк в армейской фляге. Флягу ещё в кабине положил внутрь лётного шлема и сверху положил остальные прибамбасы: подшлемник, кислородную маску, перчатки, наколенный планшет, полётную карту со штурманским планом. Прошлые разы таможенники ни разу не рылись в пилотских мешочках с лётным имуществом, только — заглядывали. Понадеялся, что так будет и этот раз. Да, таможенник заглянул в мешочек, который я с готовностью ему открыл. Его взору открылись привычные вещи и он дал знак закрыть мешочек. С удовольствием! А в моей раскладной сумочке были только туалетные принадлежности, да книжка для чтения в почётном плену.

Нас привезли на ночлег опять в другое место. В советскую колонию заводских представителей, куда-то на окраину Тегерана. Рядом шла трасса в столицу, имелась остановка городского автобуса. Территория колонии была за забором с КПП, охраняемая иранскими бойцами. Автобус остановился у многоэтажного дома в просторном дворе. Встретил нас военный, на сносном русском представился комендантом. Иранец был громадный и такого свирепого вида, что я сразу подумал: «Если он меня будет допрашивать, то расскажу всё, что и не знал». Губы над мощным подбородком вежливо улыбались, но глубоко посаженные глаза под большим козырьком армейской фуражки сверлили наших лётчиков. Из какой он службы, интересно?

Комендант нас коротенько проинструктировал по правилам поведения в колонии и на иранской территории. Без разрешения со двора никуда не уходить, на улице появляться только в рубашке с длинными рукавами, которые запрещено закатывать. Штурман-программист Игорь со своей обычной ухмылкой спросил чем продиктовано требование длинного рукава. Комендант сверкнул из под фуражки глазами, но, изобразив милую улыбку, ответил, мол, у нас женщины очень страстные, если локоть увидят - могут наброситься. Тогда вам не поздоровится. Тут же пояснил, что это он так пошутил, просто у них так положено ходить в общественных местах — с длинным рукавом. Да мы и сами это уже заметили, что все местные так ходят. Только иностранцы позволяют себе нарушать местные порядки.

Расселили нас по свободным квартирам. Нам с Четвёртым досталась двухкомнатная. Мягкая мебель, ковры, телевизор, стол и стулья — из ДСП. В туалете — нормальный унитаз с туалетной бумагой. Душ. Хороший вариант для командировочных. Да мы и не собирались задерживаться долго, судя по предыдущим пребываниям. Мавр своё дело сделал, мавр может удалиться восвояси.

Комэск где-то пропадал с одним переводчиком, а второй находился среди нас. И мы этого майора пытали на всякие подробности иранской жизни: проезд в общественном транспорте и порядок его оплаты, как разменять доллары на местные риалы и надо ли, в каких магазинах лучше отовариваться и надо ли торговаться с продавцами. А как с ними торговаться, если языка не знаешь? Пиши на бумажке или - на чём попало, хоть на земле, свои цифры. У продавцов есть калькуляторы, можно на них набирать свою цену. «С иностранцев местные дерут бешеные деньги, - учил майор, - смело можете уменьшать названую продавцом цену в три раза и это ещё будет мало».
Оказалось, что торг не только уместен, но и обязателен. Ритуал такой. Не будешь торговаться — останешься без уважения продавца.
Да на кой ляд мне уважение продавца, я тут жить не собираюсь. И не люблю торговаться, только, если - для прикола. Хватает денег — покупаю, нет — прохожу мимо. Бывает и мне вожжа под хвост на базаре попадает, когда вижу, что продавец наглеет: поторгуюсь, собью с него спесь и - куплю у соседа дороже.

Расселили нас в доме вразброс и на разных этажах. Не знаю, специально это сделали, чтобы затруднить нам кучкование, или свободные квартиры были так расположены. Только комэск знал наше размещение и обходил все квартиры, чтобы созвать или проинформировать. И во дворе в беседке мы собирались иногда после столовой. Но рядом обязательно появлялся комендант со своей страшной улыбкой. И беседа наша под его взглядом начинала вянуть.

Комэск, всё-таки, добился встречи с иранскими лётчиками. Точнее, с командирами. Были там и другие военные. Я не успел разобраться со знаками различия иранской военщины к этому времени, да и не собирался специально это делать. Участие в этом перегоне для меня — явление случайное и единичное. И не понимал упорства комэски встретиться с местными летунами. Ну что они нам могут интересного сообщить про МиГ-29? Вот, если бы местные организовали нам на стоянке выставку своих летательных аппаратов, да в кабине дали бы посидеть… А уж слетать, подержаться в воздухе за ручку управления, - это почёл бы за счастье!
Встреча, так — встреча. Комэск умеет встречи организовывать и проводить, ему и карты в руки.

Однако, содержание встречи меня удивило. Совсем не такое себе представлял. Да ничего я себе не представлял! На сухую встречаться с коллегами... Где это видано и что можно от такой встречи лётчиков ожидать?! Тоска зеленая, а хотелось бы обменяться опытом.
После официального представления участников и обмена подарками — иранцы нам подарили по набору своих монет в специальном футляре — беседа приняла неожиданный оборот.
- Где же ваш замкомэска, - спросил главный с лётным значком на кителе, - должно быть, уже в Сибири?
- С какой стати? - переглянувшись с нами со всеми, переспросил комэск.
- У вас же всех преступников отправляют в Сибирь лес валить. Там, говорят, долго не живут.
- Никакой он не преступник, с чего вы взяли…
- Замкомэску Сибирью не запугаешь, - ухмыльнулся штурман-программист, - он сам родом оттуда.
- Вот именно, - поддакнул Второй, - надо же такое удумать!
Мы все негромко засмеялись, мол, ну и понятие у иранцев о наших порядках.

Хозяева догадались, что попали пальцем в небо и сразу перевели беседу в другое русло: как можно в наших местах заблудиться? Это невозможно. Мы, мол, и сами во время войны летали без всякого наземного радиолокационного контроля, да и привода не всегда включали, а никто ни разу не заблудился. Подскочил, чтобы гору увидеть, - она у нас тут отовсюду видна, - и берёшь курс относительно её в сторону аэродрома. Потом, поближе к аэродрому, начинаешь по ориентирам уточнять своё место.

Вот, значит — как! А я эту гору и не приметил за три полёта. Всё на ориентиры вдоль линии заданного пути пялюсь, мне по линии надо точно пройти, меня так учили. Если с курсантских времен ориентироваться на какую-то одну вершину, да и погода у вас тут — простая почти всегда, то, конечно, не дашь блуду. Да у вас-то страны той.., прости меня Аллах, и вся — горная. Хотел я на вас посмотреть, если бы вам зимой пришлось гнать самолёты через Сибирь, над тайгой. И без радиолокационного контроля. И без вашей главной горушки в поле зрения. И с вашими понятиями о Сибири. Уверен, седых волос значительно прибавилось бы. Да не дай вам Аллах такого испытания, союзники хреновы!

Конечно, всё это я не озвучил. Комэск сам принялся оправдывать замкомэску, а задача это была не простая: и самолёт нельзя охаять, и квалификацию советского лётчика принизить. В дипломатичности комэске не откажешь, этот офицер далеко пойдёт.
Потом комэск перевёл разговор на времена учёбы иранцев под Фрунзе. Иранцы заметно оживились, мол, места там похожи на наши, только холодно очень зимой. И на улице, и в гостинице. Нигде не согреешься, кроме кабины самолёта в воздухе.
Но тему эту быстро свернули. Да что там им вспоминать, если все мужские воспоминания связаны с пьянкой. Даже, если они там отрывались по полной, об этом сейчас говорить нельзя — строго с этим стало после исламской революции, духовенство рулит. У нас самих в стране с сухим законом в некоторых местах перегибы, можно иранцев понять.

Ожидаемо, что без спиртного в советско-иранской встрече на иранской территории, темы разговора быстро иссякли и мы распрощались с хозяевами, чтобы больше никогда не увидеться. Нас на автобусе повезли опять в колонию заводских специалистов. После обеда нам предстояла экскурсия в мавзолей аятолла Хомейни. Это нас немного подбодрило: за город выедем, посмотрим немного тегеранскую окраину. Надоело сидеть за высоким забором.

Забавный случай запомнил на пути со встречи. Остановились в потоке машин и наш автобус был в правом ряду и как раз на перекрёстке, поперечная проезжая часть была совершенно пуста. Я сидел с Игорем на правой стороне, рассматривал авто, водителей и пассажиров по левой стороне. Вдруг почувствовал, что Игорь на меня наваливается, вытесняя меня с сиденья в проход. Обернулся и увидел, что нам в бок несётся легковушка. Несётся с такой скоростью, будто водитель принял наш автобус за мираж. Не зря же Игорь на меня полез от окна. Я-то не водитель, не сильно разбираюсь в инерции легковушек, но тоже принял позу, чтобы смягчить удар в борт автобуса. Но столкновения не произошло. Как я не старался, а из окна автобуса бампера легковушки не смог увидеть. Ювелирная точность у тегеранских водителей. Мы с Игорем выдохнули, переглянулись, и Игорь вытер на лбу испарину. У него-то своё авто имеется, лучше понимает ситуацию.