В России сейчас не все осознают, что в экономическом противостоянии с США и ЕС лишь один союзник принял нашу сторону не на словах, а на деле. Пока все остальные партнёры «сидят на заборе» и наблюдают за схваткой, граждане Белоруссии вместе с нами переживают все тяготы и невзгоды, устроенные англо-саксами.
Заместитель министра иностранных дел Белоруссии Юрий Амбразевич в интервью местному изданию «СБ» рассказал своё видение противостояния с Западом и поделился собственным мнением о причинах протестов в стране, прошедших два года назад.
ОСЛАБЛЕНИЕ РОССИИ
По его представлению, в соседних с Белоруссией странах считают, что сохранение максимальной дистанции Минска от Москвы является делом их национальных интересов и вносит вклад в их национальную безопасность. В идеале эти силы видят Белоруссию, принявшую прозападную либерально–демократическую модель в политике и экономике. Это обеспечило бы её соседям, в их понимании, дружественное пространство, и население на востоке от их границ сохранило бы максимальную дистанцию с Россией.
По словам заместителя министра, самым ясным аргументом значимости Беларуссии в геополитическом контексте для большинства дипломатов является то, что территория страны – это прямая, самая короткая и хорошо обустроенная дорога с Запада на Москву буквально и во всех смыслах. И контролирует эту территорию белорусское правительство, дружественное России.
В итоге нынешние элиты Запада сделали ставку на протесты, преследуя быстрое достижение двух очевидных собственных целей. Во-первых, если повезёт и уличные протесты окажутся успешными, то можно добиться максимального результата – смены политического руководства страны на лояльное Западу правительство. Что, собственно, и произошло на Украине в 2014 году.
Во-вторых, даже если протесты не приведут к смене правительства, то можно ослабить Белоруссию через создание в ней желательно длительной политической нестабильности, что в свою очередь ослабит Россию, вынудив её отвлекаться на белорусские проблемы.
Господин Амбразевич считает, что о чаяниях белорусского народа на Западе и речи не идёт. Если взять во внимание, сколько денег Евросоюз выделяет на то, чтобы поддержать оппозицию в Белоруссии, никакая бюрократия, у которой дома огромный клубок своих проблем, не сможет так просто и открыто всё списать на поддержку соседа. Их налогоплательщики отнесутся с пониманием, только если такая поддержка соответствует их собственным более высоким интересам.
БЕЛОРУССИЯ БЕЗ БЕЛОРУСОВ
Приход к власти в Минске сторонников либеральной демократии и последующая перестройка государства и экономики по западному образцу неминуемо повлекли бы коренные изменения в геополитической ориентации этой страны.
То есть Белоруссию ждал бы масштабный разворот от России в Европу со всеми вытекающими последствиями. Заявления большинства альтернативных кандидатов о необходимости ревизии отношений с Россией говорили сами за себя. Хотя все понимали, что оторвать сейчас Белоруссию от России, это как нынешнюю Литву или Польшу лишить их связей с Евросоюзом.
Уровень взаимодействия государств Беларуссии и России заставит задуматься любого здравомыслящего человека своей глубиной и сложностью. Это политический и военный союз, экономический союз, общие миграционное, информационное, культурное пространства, тесный уровень промышленной кооперации, высокая доля России в белорусском товарообороте, благоприятный доступ Беларуссии к российским кредитам, инвестициям и энергоносителям.
Разрушение политической составляющей этого взаимодействия повлекло бы разрушение социально-экономического сотрудничества. К каким последствиям это привело бы, можно посмотреть на примере разрыва связей между Россией и Украиной в 2014 году. При этом нужно иметь ввиду, что уровень сотрудничества Москвы и Киева был значительно меньшим, чем сейчас у Белоруссии и России.