Мария Кича — историк, востоковед и путешественник написала прекрасную книгу, вобравшую в себя миллион интересных мелочей. Я читала ее долго, несколько месяцев. Некоторые главы шли трудно, вязко. Но зато другие летели, полностью поглотив мое внимание.
По мере чтения я делала заметки о самом интересном, их я и хочу опубликовать.
Отель Pera Palace
В Стамбуле есть удивительные места, которые нужно обязательно посетить, чтобы познакомиться с культурой этого города. Одно из таких мест – отель Pera Palace, который уже более 120 лет находится в самом красивом уголке Стамбула и просто бросил вызов истории.
С 1888 года Pera Palace Hotel часто посещают пассажиры «Восточного экспресса», идущего из Парижа в Константинополь. Того самого, об убийстве в котором писала Агата Кристи. Кстати над этим детективом она работала в номере отеля Pera Palace.
Это место является первым в Турции отелем с европейскими стандартами, и здесь неоднократно останавливался основатель Новой Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Комната 101, где он обитал, теперь является музеем. В Pera Palace бывали персидские шахи и британские короли, президенты и первые леди, звёзды экрана и сцены. Отель даже упоминается в рассказе Эрнеста Хемингуэя "Снега Килиманджаро".
Кто такой Пьер Лоти?
Если вы сидите в приятной кафешке, пьете чай и перед вами как на ладони сверкает бухта Золотой Рог, то есть вероятность, что вы в Стамбуле, на холме Пьера Лоти.
Кафе, кстати, тоже носит его имя. Как и гостиница неподалеку. Кто же такой этот Пьер Лоти? Вряд ли турок.
Пьер Лоти - французский писатель, любитель экзотических стран. По его произведению "Мадам Хризантема" была поставлена знаменитая "Мадам Баттерфляй". Лоти много путешествовал, но Стамбул он полюбил особенно. Даже написал роман о драматической любви европейца и турчанки. В конце концов, Лоти переехал, прижился и часто сидел на холме, который теперь носит его имя.
Современники подозревали Лоти в гомосексуальности. Он никогда этого не подтверждал, но по-моему фото говорит само за себя. Кстати, Лоти в романе писал, что женщину в Стамбуле может позволить себе только очень богатый человек. Для бедных - мальчики.
Беллини и «Голова Иоанна Крестителя»
Если набрать в интернет-поиске слово Беллини, вам будут долго рассказывать про популярный венецианский коктейль из шампанского с персиками. Назван он в честь венецианских мастеров. Джованни Беллини известен своими религиозными полотнами, а его брат Джентиле был отправлен портретистом к турецкому султану Мехмеду II.
Портрет султана кисти Беллини для турок имеет культовое значение. Его там знает каждый. Но нам интересна другая история. Однажды Беллини решил презентовать Мехмеду свою картину "Голова Иоанна Крестителя".
Султан посмотрел на полотно и заявил, что отрубленная голова нарисована неправильно с анатомической точки зрения. Беллини попытался возразить. Тогда султан, не раздумывая, выхватил саблю и снёс голову стоявшему рядом слуге. После чего как ни в чем не бывало на наглядном примере стал показывать, как следовало рисовать живописцу.
Топкапы
Топкапы (Пушечные ворота) - главный дворец османских султанов, ныне превращенный в музей. Раньше его принято было называть Сераль.
В музее хранится зуб пророка Мухаммеда и тысячи других исторических экспонатов.
Гарем и кафес
Я не смотрела сериал "Великолепный век", может быть поэтому для меня многое в книге Марии Кичи в новинку.
В одной из глав подробно описывается гарем, его структура, иерархия, нравы. Боже, сколько фантазий, домыслов и трепета вызывает в сердце европейца само слово гарем. Автор объясняет это так…
Восток всегда был более сексуально раскрепощённым, там не было деления на любовь духовную и плотскую. Запад же под влиянием христианской морали, расставляющей рамки и запреты, был очень сильно подавлен в сексуальном плане. Поэтому интерес Запада к Востоку был всегда гораздо выше, чем интерес Востока к Западу. Есть миллион произведений о том, как западный мужчина влюбился в восточную женщину, а вот чтобы восточный мужчина мечтал о прогрессивной и самостоятельной западной даме - такое трудно сыскать.
Жизнь в гареме описана подробно. Приведена даже диета одалисок, стремящихся попасть в постель к султану. Женщин кормили 7 раз в день. Натощак утром и на ночь они пили айран. Завтрак состоял из фруктов, овощей, варёных яиц и курицы. Полдник из чашки кофе, фиников и изюма. На обед подавали чечевичный суп, маслины и варёную говядину или баранину. На ужин морепродукты, овощи и брынзу. На поздний ужин фрукты. Девушки не могли съедать более 250 г пищи за один раз и ели из маленьких тарелочек.
Заинтересовала история происхождения паранджи. Оказывается, раньше паранджу носили одни лишь блудницы, только потом она стала обязательна для всех.
Евнухи в иерархии Османской империи играли одну из главных ролей. Им доверяли, потому что они не могли оставить потомство, а значит им незачем было и бороться за власть. Евнухи были трёх видов…по степени кастрации. Многие из них умудрялись жениться.
О Хюррем я знала только то, что она славянских кровей. Наличие сына-алкаша, которому она кровью пролагала дорогу к власти, как бы подтверждает сей факт. Думаю, вклад в постепенное, но верное разложение империи Хюррем внесла значительный.
Ну и очень интересно было узнать о таком сооружении как кафес. Кафес в переводе клетка. Это павильон, примыкающий к гарему, но изолированный. Там содержались шахзаде - османские принцы. Держали их там как в тюрьме, чтобы они не посягнул на трон. Сперва их вообще убивали, а потом решили помещать в кафес. Некоторые провели там десятки лет.
Естественно, они там деградировали, сходили с ума. Но самое смешное, что иногда человеку оттуда в результате заговоров и переворотов доводилось стать султаном. И тогда у власти оказывался неадекват. Хотя, судя по степени жестокости и жажды власти, там неадекватными были все.
Янычары
Одна из самых интересных историй этой книги, конечно же, про янычар. Кто же они, эти знаменитые турецкие воины, откуда взялись и куда исчезли?
С 14 до 17 веков порабощенные Портой христиане платили ей девширме — «налог кровью», в рамках которого султану отдавался каждый пятый мальчик в возрасте от 7 до 12 лет. Мальчиков тщательно отбирали, увозили в столицу и обращали в ислам. Дальше одних отправляли в школу пажей Эндерун - кузницу административных кадров, другие попадали в янычарскую школу, где проходили боевую подготовку в суровых условиях. Несмотря на христианское происхождение в них воспитывали фанатичную преданность султану. А также вырабатывали в будущих мужчинах недюжинную силу - янычар должен был уметь убить простой пощечиной. Только самые выносливые доходили до конца.
Далее янычар распределяли по ортам (аналог роты), они не могли иметь семью, заниматься ремеслами, отныне и до смерти им предстояло воевать. «Львы ислама», так называли янычар, не отличались послушанием. Очень быстро они поняли свою важность для государства. Из-за вечных стычек янычарам запрещалось носить саблю в городе, Но и без оружия они ходить не хотели. Так возник ятаган — нечто среднее между саблей и тесаком.
Интересна символика янычар. Она была построена на кухонной атрибутике и лексиконе. Таким образом подчеркивалось, что янычаров кормит султан. Орта переводится как столовая. Командир орты — чорбаджи — раздатчик похлебки. Вместо знамен у янычар были ротные казаны, которые охранялись как зеница ока. Если янычары собирались бунтовать, они переворачивали котлы в знак отказа от пищи султана. Вместо кокарды янычары втыкали в свои войлочные шапки деревянные ложки. Кстати о шапках… Они представляли собой рукав халата. По легенде дервиш Бекташ, почитаемый как святой, благословил этот отряд, возложив длинный рукав своей одежды на голову одного из командиров и назвал их «ени чери» - «новое войско». Считается, что традиционные широкие штаны и нелепые колпаки клоунов — это карикатура европейцев на янычар.
История янычар — это история войн, побед, бунтов, переворотов и медленной деградации. Янычары со временем все чаще дебоширили, держали в страхе султанов и обычный люд, уклонялись от службы, заводили семьи, торговали. В конце концов в 1826 году за один день весь стамбульский корпус янычар был перебит приглашенными султаном европейскими войсками. Махмуд II запретил даже произносить слово «янычары».
Кофе и круассаны
Первая кофейня открылась в Стамбуле в 1554 году. И это так понравилось жителям, что к 17 веку каждой седьмой торговой точкой в этом городе была кофейня. Именно там, в турецкой кофейне, возникло понятие кайф (в переводе «время приятного безделья»). Кофейни способствовали распространению свободомыслия, в них собирались люди, пили кофе и критиковали правительство. Поэтому кофе не раз пытались запретить, но потом снова разрешали.
14 июля 1683 года османское войско осадило Вену. Но брать город не спешили. По закону взятый штурмом город отдавался на разграбление. А сдавшийся в сохранности переходил султану. К осени турки решили рыть тоннели и закладывать взрывчатку. Однажды ранним утром венские пекари услышали какие-то звуки и предупредили солдат. Австрийцы неожиданно атаковали турецких саперов. Чуть позже подошло и подкрепление в виде армии Яна Собеского. Непобедимые турки, побросав свои обозы с припасами, побежали. Среди оставленных вещей австрийцы нашли мешки с кофе. Так появились знаменитые венские кофейни. А пекарь Петер Вендлер в честь победы над турками придумал круассан — булочку в форме полумесяца. Именно так с французского переводится круассан.
Мономах и его шапка
Все мы знаем, что одним из символов государственности России является шапка Мономаха, кто-то даже вспомнит, что Владимир Мономах был внуком византийского императора Константина Мономаха. А вот что мы знаем о самом Константине? Может и хорошо, что знаем мы не много, потому что гордиться там особо нечем. Хотя история презабавная.
Жила-была в Константинополе византийская принцесса Зоя Порфирородная, была она дочерью императора, славилась неувядающей красотой, но дожила до 50 лет, так и не вступив в брак. Отец ее, чувствующий близкую кончину, решил срочно женить дочь. Его выбор пал на столичного префекта Романа Агрира. Жену Агрира спешно отправили в монахини, и Зоя стала замужней женщиной.
После скорой смерти императора на престол взошел Роман III Агрир. Отношения у пары не складывались. Не имея возможности зачать из-за возраста, Зоя решила провести остаток жизни в любовных утехах. У нее имелось сразу несколько любовников, одним из которых был Константин из рода Мономахов. Но предпочтение она отдала Михаилу Пафлагону. Вместе они отправили на тот свет Агрира, и 56-летняя Зоя стала женой новоиспеченного императора 24-летнего Михаила IV Пафлагона. Новый муж тут же отправил в ссылку бывшего любовника жены Константина Мономаха. Однако, сам прожил недолго. И после его смерти Зоя возвела на престол племянника мужа Михаила V Калафата, который очень быстро сослал ее саму в монастырь. Но в городе по этому поводу вспыхнул мятеж, в результате которого Зоя вернулась на трон.
В 64 года она снова решила выйти замуж и вспомнила о ссыльном любовнике Константине Мономахе. Но тот приехал венчаться не один, а с любовницей Марией Склиреной. Склирена поселилась во дворце и даже получила от Зои титул севасты (августейшей особы). У Марии с Константином родилась дочь, имя которой потерялось в веках, осталось только прозвище - Мономахиня. Вот она то и стала женой русского князя Всеволода Ярославича и матерью легендарного Владимира Мономаха. По легенде именно ему подарил венценосный дед известную шапку, хотя сегодня историки считают это вымыслом. Зоя Порфирородная пережила любовницу мужа и скончалась в возрасте 72 лет.
Писать об этой книге можно бесконечно. Но лучше оставаться в пределах разумного.