Найти в Дзене
ВЕДАПОЛИС

Веселые и занимательные истории о мудром Бирбале, «ведическом Насреддине»

Оглавление

Мудрого, находчивого и справедливого Бирбала иногда называют «ведическим Насреддином». С той лишь разницей, что Бирбал был приближенным советником при знаменитом падишахе Акбаре, одном из просвещеннейших монархов в истории Индии.

Акбар высоко ценил искусство и культуру, независимо от их вероисповедной направленности. Будучи исламским правителем, он, тем не менее, всячески поддерживал традиции Вед, в том числе бхактов-кришнаитов. Да и сам Бирбал всегда оставался брахманом, хоть и был на службе у мусульманского падишаха. Акбар высоко ценил тонкий юмор и добрую критику Бирбала, помогавшую ему в его царских делах.

Надо сказать, что неизвестно, когда точно Бирбал родился и когда покинул этот мир. Его имя окружено завесой тайн и ореолом легенд. Говорят, что Махеш дас (его имя при рождении) родился в бедной брахманской семье в местечке Тикванпур (округ Канпур) приблизительно в 1528 году. Акбар почти никогда не расставался со своим любимым советником и брал его с собой во все военные походы. В одном из сражений, где-то в 1583 году, Бирбал погиб, однако тело его не было найдено.

Образ Бирбала пережил своего изначального героя, сделав его непреходящим олицетворением оптимизма, не покидающего народ даже в самые лихие времена.

Предлагаем несколько поучительных историй о мудром Бирбале.

КВАРТЕТ

Однажды падишах забавлялся беседой с Бирбалом и неожиданно попросил того сыскать ему четырех дураков, да таких, чтоб глупее их никого не было. Бирбал пошел исполнять приказ падишаха. Вскоре ему попался на глаза радостный человек, несший в руках тарелку со сладостями. «Моя жена ушла к другому, — рассказал тот. — Та родила от него ребенка, а как раз сегодня они пригласили меня на праздник по этому случаю, и я вот несу подарки».

Бирбал взял счастливца с собой. Вскоре им встретился человек верхом на кобыле. На голове у него лежала охапка травы. «Почему же ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле? — поинтересовался Бирбал. «Да кобыла-то у меня жеребая, — объяснил мужик, — и потому ее нельзя нагружать. Ведь она уже везет меня, разве этого мало?»

Бирбал взял и этого с собой и всех привел к падишаху: «Владыка, вот все четыре дурака!»

«Я вижу только двух», — заметил падишах. «Третий — ты, поскольку непонятно по какой причине тебе вдруг загорелось посмотреть на столь редкостных дурней. Ну а четвертый — это я сам, поскольку пошел их искать и привел сюда!»

КАК РАСПОЗНАТЬ ЦАРЯ В ТОЛПЕ

Персидский царь прознал про мудрого Бирбала и обратился к Акбару с просьбой прислать мудреца к нему. Акбар с радостью прочитал письмо и назавтра отправил Бирбала в Персию. Как только царь узнал, что Бирбал уже прибыл, он нарядил всех своих придворных в такие же одежды и украшения, какие были на нем, и, усевшись вместе с ними, велел привести Бирбала.

Во дворце Бирбал увидел нечто необычное: все были одеты одинаково и сидели вперемежку, так что понять, кто есть кто, казалось невозможным. Однако Бирбал, осмотревшись, подошел именно к царю и выразил ему почтение. «Бирбал, как же ты догадался, что я и есть персидский царь?» — поразился царь.

«Ты смотрел на всех, а все смотрели только на тебя. — объяснил Бирбал. — Так что узнать тебя не составило труда».

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ

Однажды в лесу повстречались иранский шах и падишах Акбар. После вежливых приветствий шах спросил у Акбара: «Нет ли у тебя философского камня?»

«Вот он, мой философский камень», — парировал Акбар и вложил руку Бирбала в руку иранского шаха. Потом он произнес стих: «Для одних богатство — радость, для других почет — отрада, но любых камней дороже верный друг с тобою рядом!»

СИЛА ЕСТЬ — УМА НЕ НАДО

Бирбал от природы был смуглым. И как-то раз вельможи принялись высмеивать Бирбала за его некрасивость. «Эх, жаль, они ведь не знают, почему так все случилось, — молвил Бирбал Акбару в ответ на издевки знати.

«Так ты растолкуй, в чем дело», — предложил падишах.

«Сотворив людей, Всевышний дал им и четыре дара: красоту, богатство, ум и силу, — сказал тогда Бирбал. — „Пусть каждый возьмет себе то, что ему больше нравится“, — сказал Бог. Лично я взял себе ум, а когда захотел взять еще какой‐нибудь дар, время вышло, я и не успел. Так и остался с одним лишь умом. А вы все погнались за богатством, красотой и силой, а ума взять не успели. Вот почему я остался некрасивым».

После таких слов придворные уже никогда не смели потешаться над внешностью Бирбала.

КЛАССИКА ЖАНРА

Однажды Акбар задумал сочинить свою, шахскую «Рамаяну».

«Хорошо, я сочиню „шахскую Рамаяну“, но для начала мне потребуется три месяца труда и пятнадцать тысяч рупий», — предложил Бирбал. Раз надо, так надо — падишах велел выдать Бирбалу из казны деньги и отпустил его на три месяца.

Деньги Бирбал пустил на добрые дела: рытье колодцев, помощь бедным... Срок уже подходил к концу, и Бирбал послал на базар за писчей бумагой и велел переплести ее, так что получилась очень увесистая книга. «Владыка, вот „Рамаяна“, осталось совсем чуть-чуть. Но мне для „Рамаяны“ нужны герой и героиня. С героем-то все ясно — это ты, а вот насчет героини не знаю, ведь у тебя много жен. Кто же из них будет героиней?» «Пусть героиней будет старшая», — предложил падишах.

Придя к старшей бегуме, Бирбал сказал ей: «Героине „Рамаяны“, махарани Сите, пришлось пожить в доме Раваны — предводителя ракшасов. Значит, и тебе надо бы пожить у кого‐нибудь. Тогда я смогу дописать „Рамаяну“».

Жену Акбара передернуло от гнева. Она тут же велела служанкам швырнуть в огонь эту «Рамаяну». С этой новостью Бирбал вернулся к падишаху. Рассказав о том, как и почему женщина сожгла «шахскую Рамаяну», Бирбал опять попросил денег и времени на новый шедевр.

Падишах только рассмеялся в ответ:

«Бирбал! Могуч был махараджа Рамчандра, не могу я с ним равняться. Я и раньше это знал, но хотел испытать тебя. Иди-ка ты домой, отдыхай. А завтра явишься разбирать дела, коих много накопилось за три месяца».

ВСЕ УМНЫЕ ДУМАЮТ ОДИНАКОВО

«Скажи‐ка, Бирбал, ум у всех людей одинаков или у каждого на свой лад?» — спросил как-то Акбар своего советника.
«А разве ты не знаешь, что все умные думают одинаково? — быстро нашелся Бирбал. — Ведь если люди и рассуждают по‐разному, говоря о чем-то, стоит затронуть их корыстные чувства, как тут же все начинают рассуждать как один».

Чтобы доказать это, Бирбал велел садовникам спустить воду из большого пруда в дворцовом саду, а опустевший водоем покрыть большущей белой тканью. Затем он разослал по всему городу глашатаев, которые зачитали приказ: каждый должен принести в шахский сад кувшин молока и вылить его в пруд.

К вечеру обыватели потянулись с кувшинами в дворцовый сад. Каждый из них был, понятно, себе на уме и рассуждал примерно так: «В пруд все равно нальют много молока, так что не беда, если я вылью кувшин воды — в темноте никто и не заметит».

Наутро Акбар и Бирбал пришли к пруду. Когда стянули покрывало, обнаружилось, что вместо молока там была... только вода!

КОГДА ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Однажды Акбар попросил вельмож и богатеев раскрыть, что у них на уме. «Ну, кто сможет сказать про всех сразу?» — призвал он.

Не добившись ответа, Акбар повернулся к Бирбалу:

«Говори сразу про всех!» «У всех на уме только одно желание, — парировал Бирбал. — Пусть падишах всегда остается на престоле, да пусть слава о нем разносится по всему свету, а богиня счастья и процветания Лакшми пусть никогда не разлучается с ним. Если не веришь, то опроси каждого и проверь, правду ли я сказал».

К слову, даже если бы там и был тайный враг падишаха, разве посмел бы он поспорить с мудрым Бирбалом?

ДИПЛОМАТ

Приснился как‐то падишаху сон, будто у него все зубы повыпадали, а остался только один передний. Проснулся он сам не свой: не иначе как дурная примета! И тут же потребовал у звездочетов разъяснений.

«Владыка, значение сна таково, что сперва умрут все твои родственники, а после них умрешь и ты сам», — сказал один из мудрецов.

Столь зловещего предсказания Акбар не стерпел и тотчас выгнал оракула вон.

Помог разрешить задачу, конечно же, наш Бирбал:

«Этот сон означает следующее —ты проживешь дольше, чем все твои родственники. И только один человек проживет еще дольше».

Бирбал сказал о том же самом, что и звездочет. Но сделал он это так, что понравилось всем!

В ЧЕМ ЦАРЬ ПРЕВОСХОДИТ БОГА

«Могу ли я сделать то, чего и Бог не может?» — таким вопросом задался как-то Акбар. Никто не мог сказать что-то вразумительное. Ну как тут ответишь! Скажешь «Да, можешь», то падишах потребует доказательств. Скажешь отрицательно, то разгневается. Наверное, лучше промолчать... А еще лучше — позвать Бирбала!

Недолго думая, Бирбал констатировал: «Да, можешь!» «И что бы это могло быть?» — потребовал объяснений Акбар.

«Владыка, весь мир создан Богом, в Его глазах все равны, все нужны, и у каждого имеется свое предназначенье. Потому-то Бог и не может никого из Своих владений изгнать. А ты, если разгневаешься, можешь изгнать виноватого из своей страны».

УЗЫ ЛЮБВИ

«Бирбал! Скажи‐ка, что, разве у вашего Кришны не было 108 слуг? Почему же он сам ринулся на выручку слону, когда тот призывно затрубил, оказавшись в пасти крокодила?» — решил подшутить Акбар над Бирбалом.

Ответ на каверзный вопрос последовал уже скоро. Для наглядности ответа Бирбал попросил слугу Акбара, который носил на руках крошечного падишахского внучка, взять на руки не ребенка, а... восковую куклу. На кукле было дорогое платье и драгоценные украшения — все в точности такое, как на ребенке.

Проходя мимо водоема, слуга как бы споткнулся и вместе с ребенком упал в воду. Увидев, что внук вот-вот утонет, падишах сорвался с места, кинулся в воду и схватил ребенка. Но это же была просто восковая кукла!

«Так что же ты сам прыгнул в воду? У тебя же столько слуг!» — напомнил Бирбал Акбару вопрос о Кришне. — А все потому, что подобно тому, как наш Кришна любит своих почитателей, так же и ты связан с внуком узами любви и нежности».

Составил Юрий Плешаков