Несмотря на то, что некоторые советские карикатуристы изображали врага глупым, жадным и трусливым - на самом деле противник был хитер, опасен и коварен. Особенно напряжённым было противостояние между советскими и немецкими снайперами. Против лучших немецких стрелков вставали на поле боя опытные советские снайперы - бывшие таёжные охотники и следопыты.
Одним из таких снайперов был Кульбертинов Иван Николаевич. Один из самых результативных снайперов Второй Мировой войны. Иван Николаевич служил в 23-й отдельной лыжной бригаде 2-й воздушно-десантной Проскуровской дивизии. Первого врага сразил 27 февраля 1943 года под Старой Руссой. Дальше счёт поверженных оккупантов только увеличивался с каждым днём.
Сам Иван Николаевич о методах своей работы писал так:
Поменьше подражайте, ищите собственные приёмы борьбы. Находите новые позиции и новые способы маскировки. Не бойтесь ходить в тыл врага, помните: не надо рубить топором там, где можно применить иголку (Источник: Проза.ру. "Самые результативные снайперы ВОВ".)
И методы советского снайпера оправдывали себя. У одного сражённого пулей немецкого солдата при себе нашли письмо. В письме захватчик сетовал на нелегкую жизнь: "Большие потери несём от русского снайпера. Он преследует нас на каждом шагу, не даёт поднять нам головы. Сидим без воды и пищи, нет возможности выйти из блиндажа".
Кульбертинов на самом деле умел применить "иголку" там, где другие "рубили топором". В одном случае пролежав несколько суток в засаде Кульбертинов заметил, как к сараю у немецких позиций подъехала повозка гружёная боеприпасами.
Снайпер дождался, пока немцы разгрузят все ящики. Затем зарядил в винтовку бронебойно-зажигательный патрон и точным выстрелом устроил врагам, как он потом сам написал "северное сияние". Подрыв снарядов унес с собой жизни десятка захватчиков.
Однажды Ивану Николаевичу пришлось противостоять своему немецкому коллеге - опытному и неуловимому снайперу. Командир части Николай Дятлов лично попросил Кульбертинова разобраться с ситуацией:
Один немецкий снайпер прямо - таки замучил нас. Несколько жизней наших бойцов унесли его меткие пули. Я обратился к Ивану: "Надо уничтожить вражеского снайпера, давай, принимай меры !" (Источник: "18-я армия в сражениях за Родину". Воениздат, 1982 год. )
Нужно отметить, что до войны Иван Николаевич Кульбертинов занимался охотой и оленеводством в колхозе "Новая жизнь" в Якутской области. Многие навыки и опыт передал ему его отец - тоже охотник и оленевод. Николай Иванович умел ориентироваться на местности, выслеживать добычу и примечать малозаметные детали, которые на войне имели не последнее значение.
Иван Николаевич с большим энтузиазмом взялся за дело. Немецкий снайпер был мастером маскировки. Выследить его было довольно сложно. Тогда Кульбертинов попросил помочь ему ночью вырыть окоп метрах в двадцати от основных позиций советских войск. Там и затаился наш снайпер.
С восходом солнца немец из своего укрытия вновь открыл огонь по советским солдатам. Вновь никто не мог определить откуда он "работает". Но Кульбертинов был опытным охотником и знал некоторые хитрости, которые и помогли ему обнаружить врага:
Как опытный охотник он знал таинственные свойства росы: на восходе солнца от выстрела обязательно остается дымовое облачко. Так оно и случилось. На густой кроне дерева после очередного выстрела снайпера образовалось дымовое колечко, которое стало для немецкого снайпера роковым... (Источник: "18-я армия в сражениях за Родину". Воениздат, 1982 год. )
Точным выстрелом советский снайпер "успокоил" своего "немецкого коллегу". Так, на счёт нашего стрелка была записана ещё одна победа. Кулбертинов за всю войну уничтожил более 487 немецких солдат и офицеров. Дважды его хотели представить к званию Героя Советского Союза. Но герой так и не получил этой награды. Иван Николаевич прошел всю войну.
В награду ему в 45-ом году досталась именная снайперская винтовка с надписью "Лучшему снайперу старшему сержанту Кульбертинову И. Н. от Военного Совета армии. Январь 1945". После войны Николай Иванович вновь занялся охотой и оленеводством - в Тяньском отделении совхоза "Дмитровский".
Война оставила свой отпечаток на судьбе и здоровье Ивана Николаевича. Тем не менее он прожил долгую жизнь. Его не стало в феврале 1993 года в возрасте 76-ти лет. Память о нем жива до сих пор. Память как о лучшем снайпере, и память об отличном охотнике. Концерн "Калашников" в честь 100-летия Ивана Николаевича Кульбертинова выпустил ограниченную партию карабинов "Тигр" с гравировкой "К 100-летию великого снайпера И. Н. Кульбертинова-Пумпээ".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится