Есть под Петербургом старинный завод, построенный еще при Петре I. Славу свою он снискал не только производимым для бранных полей оружием, принесшим немало побед русской армии, но и «смертниками», повадившимися ходить на стрельбище при этом заводе. Удобный способ свести счеты с жизнью, не замарав собственных рук и не взяв греха на душу, притягивал их сюда пуще пчёл к вишневому варенью! Подставил голову под пули – вроде как, и не самоубийство вовсе (чем не несчастный случай?), можно рассчитывать и на пышные похороны в церковной ограде.
Как известно, выпущенное оружие требует обязательной пристрелки, чтобы понять точность боя и своевременно откорректировать все отклонения в прицельных механизмах. Обязанность эта требует максимальной собранности, внимательности, зоркого глаза. Короче говоря, пост ответственный и важный.
Отчаявшийся картежник
Вот однажды Михаил Чудов – человек, в чьих руках находилась судьба оружия, а, возможно, и всей Российской Империи – исполняя свой долг на полигоне, уже готовый спустить курок, увидел странное шевеление в траве, а через секунду и чью-то «буйную головушку». «Тьфу, что ж задень-то такой? И сами без дела слоняются, и людям работать не дают!». Чудов вызвал «подкрепление».
Оперативно работники завода скрутили возмутителя спокойствия (надо сказать, очень вовремя) и передали в руки правосудия. Самоубийцей-неудачником оказался некий Афанасьев – известный в ту пору завсегдатай карточных домов и довольно удачливый картежник. Неужто фортуна изменила ему? Отчего его нелегкая понесла на полигон? Даже опытному следователю не дано было узнать истинную причину такого ярого желания свести счеты с жизнью. Афанасьев все признавал, но о причинах молчал, как рыба.
Суд вынес Афанасьеву справедливое решение об уплате достаточно ощутимого штрафа (нечего людей отвлекать от служения государству!). Но, к великому стыду, денег у провинившегося не оказалось. Собственно, это послужило одной из причин, толкнувших его на эту рискованную авантюру. Пришлось Афанасьеву отмотать срок в заключении, что, несомненно, пошло ему на пользу – остудило пыл, утихомирило стыд и навсегда отвернуло от карточного стола.
О чем же ты молчишь?
В чем же все-таки кроется тайна Афанасьева? О чем так упорно молчал? Проиграться в пух и прах в карты – неприятно, конечно, и неловко, безусловно, еще и накладно. Но чтобы испытывать при этом такой стыд и желание покончить с жизнью?!.. Тут, явно, сокрыто что-то интересное!
Произошло вот что. Наш город всегда славился вундеркиндами, для воспитания и образования которых маменьки и папеньки не скупились приглашать заморских учителей-гувернёров. Блестящее знание наук, владение несколькими иностранными языками чуть ли не в младенческом возрасте – это все банальные характеристики небанальных детей Северной Венеции.
Но речь о вундеркинде иного толка.
Был на рубеже XIX-XX веков особый дом в Петербурге, где жил одаренный ребенок. Нет, не юный Моцарт и Пушкин, не маленький Мариус Петипа и не современный Ломоносов! У этого ребенка был талант уникальный!
С малых лет его интересовали не игрушки да книжки, не мамкины-нянькины сказки, не детские шалости и забавы. Карапуз мог часами завороженно смотреть, как взрослые проводят время за игрой в карты. К шести годам он уже знал все масти, все расклады, все игральные правила. К 8 годам изучил тактику ведения «карточного боя», а в 10 был уже заправским игроком, блестяще обставляющим наисложнейшие партии.
Карапуз картежник
Это увлечение картами вовсе не настораживало родителей, наоборот, участие в карточных баталиях ими поощрялось, особенно потому, что карточный вундеркинд не знал поражений. Отец собственноручно спонсировал времяпрепровождение отпрыска за карточным столом. Надо сказать, с инвестициями папенька не прогадал – они довольно быстро и хорошо себя оправдали!
Слава о малолетнем картежнике разлетелась по Петербургу. Афанасьеву не терпелось узнать: только ли это – слухи или карапуз, действительно, такой профи? Как и любой взрослый, поначалу Афанасьев отнесся скептически к игре против ребенка, будучи на сто процентов уверенным в своей победе. Поэтому не скупился на спор! С друзьями он уговорился, что, в случае проигрыша, отправится и испытает судьбу на прочность под пулями Сестрорецкого полигона. Сказано-сделано!
Карточный бой начался и длился несколько изнуряющих часов. Взмокший, разнервничавшийся Афанасьев не мог поверить, что ребенок так легко и непринужденно «сделал» его в стихии, где он себя чувствовал, как рыба в воде! Продулся он в ноль. Это было, конечно, обидно, но чувство «Боже мой! Стыд-то какой!» вызвало в нем вовсе не обстоятельство проигрыша, даже не проигрыша ребенку. Афанасьева морально убил тот факт, что проиграл он белокурой, ангелоподобной девочке с большими, наивными глазами. Вот это – уже удар ниже пояса! Вот этого Афанасьев пережить не мог никак!
На полигон он отправился уже не просто с мыслью выполнить условия спора, на полигон он шел с твердым желанием раз и навсегда покончить с позором и своей постыдной жизнью заодно. Однако у Бога на всех свои планы! Возможно, ангел в облике белокурой малышки был послан, чтобы раз и навсегда отвадить его от пагубной страсти. Так это или нет – гадать не нам, но факт остается фактом: за тюремные ворота Афанасьев вышел обновленным с полным отсутствием какого-либо желания вновь вернуться за карточный стол.
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
И еще больше 1 000 историй у нас на канале