О мышах и проверках

О мышах и проверках

При словах «мягкий знак после шипящих» все первым делом вспоминают мышь. Некоторым может прийти в голову ночь и дочь. Но никто не вспомнит ни лыж, ни дач, ни спелых груш, ни радостных встреч, ни кофе, который горяч, ни пса, который злющ, во дворе у соседа, который пьющ. Однако пишут мягкий знак и там тоже. Все типичные ошибки на «ь» после шипящих собираются именно здесь: «мимо дачЬ, много встречЬ, грушЬ». И тому виной безобидная мышь. Человеку старше 10 лет, не говоря уже о взрослых людях, не нужно вспоминать правило, что «существительное женского рода пишется с «ь». Рука пишет сама. Но правило теперь работает на ошибку, как вирус. Поняли, почему? Потому что «дача, роща, встреча, груша» тоже женского рода. Это единственное, что сразу срабатывает у всех: раз женский род – нужен мягкий знак. Здесь обычно мыслительный процесс заканчивается. А если его продолжить, то станет ясно, что больше ничего общего, кроме рода, нет у этих слов. Мышь и ночь – единственное число, а много дач и туч – множественное; к тому же разные падежи и склонения. Но это из области грамматики. Нам она не нужна, а уж слабому ученику и подавно. При письме он не успевает различать сами слова, не то что их грамматические категории.

Поэтому, чтобы обойти вирус, мы учим так: не пользуйся никакими правилами, не раздумывай, а быстро проверяй:

мимо дач – дача, много встреч – встреча, из училищ – училище. «Дача, встреча и училище» – нет мягкого знака, в «горячий, колючий и свежий» тоже его нет. Так откуда он возьмется, если слова отбросят хвосты – дач, встреч, училищ, горяч, колюч, свеж?

Таких простых проверок вы не найдете в учебниках и у репетиторов, потому что в грамматике их не существует. Грамматика – это наука, которую изучают. А грамотность не наука, тут нечего изучать. Это навык писать без ошибок. Именно этому навыку мы и обучаем на курсе грамотности. У нас никакой грамматики с её правилами нет. И уж, конечно, нет никаких упражнений и диктантов. Навык грамотного письма – это не зубрежка словарных слов и правил, а чувство языка, которое мы вырабатываем, плюс быстрые проверки, лайфхаки. Их нет и не может быть в школьной грамматике. Не потому, что она такая бездушная и плохая, а потому, что в её задачи не входит коррекция дисграфии. Мы успешно решаем эту проблему. Ученик сможет удивить вас уже на третий день обучения, а через 10 дней научится писать лучше вас, если вы, конечно, не пойдёте учиться вместе с ним. Совместная учёба на курсе «Без правил» не только поможет выработать навык грамотного письма, но и позволит сформировать модель здоровых партнёрских отношений со школьником.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"