Найти в Дзене
Проект SFERA Live

Российский бизнес забрал контроль над контейнерными перевозками страны у европейской Maersk

Оглавление

В марте 2022 года крупнейший морской перевозчик Maersk объявила о том, что покидает российский рынок. По словам самой Maersk, компания «как ответственный участник транспортного рынка приняла решение о прекращении деятельности и продаже активов в России». Как Maersk стала партнером транспортного предприятия в России, кому передала долю в российском бизнесе и с какой инициативой выступил Минтранс РФ, расскажем прямо сейчас.   

Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Как Maersk оказалась в России

Первое судно датской компании Svenborg зашло в порт российского Кронштадта ещё в 1904 году. Первый офис датчане открыли в 1992 году в Санкт-Петербурге. В следующий раз о Maersk в России услышали в 2012 году. Тогда терминальное подразделение датского перевозчика выкупило 37,5% у крупнейшего оператора контейнерных терминалов на российском рынке Global Ports и продолжила расширять своё присутствие в России. 

К 2015 году представительства компании появились в Москве, Владивостоке, Калининграде, Новороссийске и Екатеринбурге. Группа компаний A.P.Moller-Maersk была представлена в России тремя дочерними предприятиями: Maersk Line — мировым лидером по контейнерным перевозкам, Maersk Logistics — логистической компанией, Damco — одним из мировых рекордсменов в области логистики.

В основном корабли Maersk принимали в портах России в Балтийском море и на Дальнем Востоке.  

Project SFERA Live
Project SFERA Live

«Дело» в деле

В конце февраля датская компания сообщила, что, возможно, покинет Россию и постепенно начала реализацию плана. В начале марта суда Maersk заходили в российские порты, чтобы доставить морские контейнеры, забронированные до февраля. Некогда наполненные контейнеры возвращались в порты полупустыми и был риск, что товар, значительная часть которого попадала в РФ именно судами этой компании, в отсутствии перевозчика физически не сможет попасть в страну. 

Ближе к 22 марта 2022 года датская компания, обладающая чуть ли не самым многочисленным флотом среди контейнерных судоходных организаций, заявила, что намерена окончательно покинуть российские порты — Maersk перестала принимать новые заказы из России и покупать российскую нефть для своих судов. Кроме того, владельцы Maersk сообщили о желании продать активы на территории России, среди которых оказалась внушительная доля в российском операторе Global Ports — 30,75%. 

На долю Maersk быстро нашёлся покупатель. Сделку, которую оценивали в 6 млрд рублей, заключил с датчанами транспортно-логистический холдинг «Дело», управляющий морскими и железнодорожными контейнерными терминалами. Владельцами 30% «Дело» является госкорпорация «Росатом», а 70% — создатель холдинга, новороссийский бизнесмен Сергей Шишкарёв. Он ещё в 2021 году заявлял о желании создать мощный торговый судоходный аналог Maersk в России. Говоря о покупке доли датской компании, представители холдинга «Дело» отмечают:

«После завершения сделки группа стала владельцем 61,50% акций Global Ports. Группа и AMPT заключили сделку на согласованных рыночных условиях. Она включает возможность для APMT вернуться в будущем к совместному бизнесу с группой».
-3

Прорывные разработки в сфере интернет-коммуникаций осуществляет команда отечественного IT-стартапа SFERA. Скачивайте новую отечественную социальную сеть по ссылке

Project SFERA Live — Поставьте лайк...
Project SFERA Live — Поставьте лайк...

Импортозамещение в деле

Помимо положительных впечатлений от сделки, в «Дело» заявили о необходимости развивать российское торговое судоходство. Для этого нужно и увеличивать торговый флот, и загрузить новыми перевозками отечественные суда.  

С инициативой передать приоритет перевозок российским компаниям уже выступил Минтранс. В министерстве предложили экспортировать грузы только на судах российских компаний или судах, которыми владеют российские юридические лица. Это нововведение поможет загрузить корабли класса «река-море», для которых с марта 2022 закрыт вход в порты ЕС из-за санкций.   

Пока что приоритет перевозки именно российскими судами закреплён только в акватории Северного морского пути. В этой зоне с 2017 года только корабли из России могут транспортировать нефть, сжиженный газ, газовый конденсат и уголь. Однако для иностранных судов в 2020 году всё же было сделано исключение — им разрешили каботажные перевозки при нехватке отечественного флота.   

Project SFERA Live
Project SFERA Live

Владельцы судоходных компаний решение Минтранса встретили более чем положительно, но опять же отметили необходимость расширять флот. На сегодняшний день транспортный флот России насчитывает 1446 судов. Из них 1191 ходит под флагом России. Несмотря на это доля грузов, перевозимых Россией, составляет лишь около 2% от грузооборота морских портов страны. По словам Алексея Клявина, президента Российской палаты судоходства, низкий процент связан с дефицитом крупнотоннажного флота у перевозчиков из России. 

Как известно, спрос рождает предложение, и в этом случае передача привилегий российским перевозчикам будет способствовать увеличению количества судов, идущих под флагом России. А появлению спроса способствует ряд последовательных действий, самым важным из которых является возвращение контроля над транспортными артериями, начиная с внутренних торговых путей.     

⛔Дзен продолжает пессимизировать наши публикации. Мы будем признательны, если вы просто поставите лайк и подпишетесь.

Автор:

Самойлик Мария

Читайте также:

А оно того стоило? Еврокомиссия намерена ослабить ограничения и разрешить перевозку российского угля и не только
Сибирские учёные сумели повысить эффективность топливных смесей для теплоэнергетики
Материал создан при поддержке проекта SFERA