Найти тему
ФединКА

Федин во Флоренции

В 1933-м году Константин Федин оказался во Флоренции. В одном из декабрьских писем своей жене он описал восторг, с которым ходил по улочкам итальянского города:

«Тут меня ожидало чистейшее небо с милой тоненькой сережкой луны и даже с морозцем этак в один градус… Само искусство здесь продолжает какую-то связь, перекличку с жизнью, вынесено на улицу, в то время как повсеместный недостаток, даже порок итальянских городов – это нагромождение искусства в музеях, музейность самих городов».

Искусство этих улочек, о которых пишет Федин, настолько сильно, что сверкает и в Саратове. На улице Соляной современные художники создали облик той Флоренции, которую наблюдал не только Константин Федин, но и его сосед (и по Саратову, и по Флоренции) – Гектор Баракки.

«Каждый день заполнен непрестанным впитыванием каких-то зрительных впечатлений. Полдня – музеи, а после обеда смотрю какие-нибудь дворцы или просто – улицы и т.д.» – продолжает Федин.

Саратов опосредованно, но тесно связан с Флоренцией: в конце XIX века сюда приехал художник Гектор Баракки, который стал учителем ключевых для Саратова художников: Павла Кузнецова, Виктора Борисова-Мусатова, Петра Уткина, скульптора Александра Матвеева.

«Мне доставляет радость непроизвольное накопление знаний, связывающееся в очень интересном узнавании авторов, мастеров и – стало быть – эпох; это, конечно, главным образом в живописи, которую я легче, с большим наслаждением понимаю» – пишет Федин.

Быть может, это «понимание» и выросло в Федине вместе с картинами учеников, скажем так, «флорентийской школы» итальянского художника.

Если вы будете гулять по улочкам Флоренции, как когда-то Константин Александрович или молодой Этторио (так в Италии звучит имя Гектор, то самое время вспомнить о Саратове. Ну а пока, наблюдая «тоненькую серёжку луны» на Соляной, самое время вспомнить о Флоренции.

Текст: Николай Зайченко