Найти тему
Изучаю людей

Чтобы что?

Покажите его психологу! Нейропсихологу! Неврологу! Логопеду!

В продолжение предыдущей статьи про таблеточки. Пятилетка берет палочку и крутит ей перед лицом, что-то в это время бормочет - ужасно странно выглядит, вы его покажите там кому-нибудь... Кривые буквы у первоклассника, не попадает в строчку - ну вы покажите... У пятиклассника хроническая грязь в тетрадях - покажите... Нахамил учителю - покажите... Отказывается делать уроки - покажите... Уже средняя школа, а говорит как-то невнятно - покажите... Орет и дверью хлопает - покажите...

Наверное практически каждому родителю рекомендовали ребенка кому-то там показать. Чтобы ну как-нибудь это вот непонятное исправилось как-то. Родители либо честно идут и показывают. Потом ещё и ещё показывают. Либо забивают. Либо...

В своей предыдущей статье я коснулась такого метода коррекции разнообразных нарушений, как метаболический. Это сейчас модно - анализы тысяч на 100, гастроэнтеролог, генетик-метаболист... И очень часто родители, где-то начитавшись, вступают на эту золотую тропу, не залав себе вопрос "Зачем?". Точнее, скорее как мои подростки говорят - "Чтобы что?" Вступают, не понимая, что на этом пути от них потребуется серьезная перестройка абсолютно всей их жизни - готовы ли вы к ней? Потянете ли? Большинство - тянуть не готовы. Складывают стопку анализов в шкаф и на этом все заканчивается. Меня послали - я пошел. Чтобы что? Вопрос вовремя не задан, затраты большие, выхлопа нет. 

Во всех этих непонятных проблемах дошкольников и, особенно, школьников, потому что, наверное, нет школьника, которого ни разу не послали бы - этот вопрос себе полезно задать. Себе - и тому человеку, который посылает. Чтобы что?

Уже пятый класс, а во рту какая-то каша. Отведите к логопеду! Чтобы что? У логопеда до школы три года занимались, но дизартрия на всю жизнь, так или иначе всплывает. Учебе она в данном случае не мешает, логопед - чтобы что? Чтобы окончательно задолбать и убить самооценку? А другого результата в пятом классе не будет и быть не может, и вовсе не потому, что его в принципе не может быть, а потому что нет мотивации самого ребенка сейчас. Его каша его не беспокоит. Значит работать сам над речью он не будет, а всех, кто будет пытаться ему на проблемы указать - запишет во враги. Чтобы что?

Крутит палочку, расставляет рядочки, странно кривит лицо, странные звуки издает... Покажите психологу! Чтобы что? Варианта тут всего три. Либо возрастная норма, внутренняя игра, у него там дракон в воображении, а это - огненный меч, психолог тут не нужен, наоборот порадоваться за ребенка надо, голова как надо работает. Либо странные звуки и выражения лица связаны со стрессовой ситуацией и тогда, прежде чем идти к психологу, задайте себе вопрос, готовы ли вы эту ситуацию менять. Сам по себе ребенок этого возраста в отрыве от систем чудесно не исцеляется. Школу менять готовы? Развестись с мужем, который этого ребенка гнобит? Если вы сами все это видите, но менять не готовы - психолог вам зачем? Что нового вы хотите от него услышать? Ну и вариант три - уже не к психологу. К психиатру. Только этот вариант обычно странными звуками не ограничивается. 

Первоклассник не попадает в строчку, тут обычно нейропсихолога советуют. Чтобы что? Чтобы дисграфия! Во-первых, дисграфию раньше КОНЦА второго класса не ставит, так так идёт только формирование навыка. Во-вторых, конечно же предпосылки увидеть можно, и можно ребенку помочь. Но лично я глубоко убеждена в том, что если проблема слабо выражена, а ещё один специалист помимо школы отнимет у маленького ребенка прогулку на свежем воздухе, например - этот специалист не нужен. Тем более пока проблема даже не названа а так, предполагается. Если мы пока перестраховываемся - вместо специалиста сейчас лучше прогулка. И бассейн. А тот факт, что на формирование сложнейшего навыка письма мы отводим катастрофически мало времени - уж точно не ребенок разгребать должен путем выворачивания себя наизнанку.

Грязь в тетрадях - обычно тоже нейропсихолога советуют. Или опять психолога - если очевидно демонстративное поведение. Частая причина ужаса в тетрадях в средней школе, на самом деле. Более частая, чем кажется. У ребенка нет никаких вообще проблем, и он мог бы лучше. Но эта грязь расшифровывается довольно просто и однозначно - "В гробу я это все видал". И захочет видеть этот гроб ещё более причудливо изукрашенным, если мы нейропсихолога вишенкой добавим. Вместо любимого футбола, например. Да и вообще вишенкой. После школы и трёх часов домашки. Во класс. Что делать? Оставить в покое. Или поговорить с учителем - да, мы готовы решать эту проблему, но в сутках всего 24 часа. Готовы решать - за счёт отсутствия оценок за домашние задания на этапе решения проблемы. Или пропуска одного дня а неделю, например. Иначе в гроб так и ребенка самого уложить недолго, а почерк лучше не станет. 

Ну и хамство с ором на закуску оставим. И сюда же, пожалуй, дисграфию истинную, когда уже давно не второй класс, а все равно караул. Ну и прочие реальные, не виртуальные трудности в обучении. Не усваивает, не догоняет, не читает, не пишет... Хамство, ор, драки - бывает демонстративным поведением, и тогда психолог может помочь. Опять же, если кроме желания переделать ребенка, есть решимость переделать и ситуацию вокруг ребенка. Не на пустом месте он истерить начал. Либо - симптом СДВГ или чего похуже, и тогда необходима помощь уже не психолога, а психиатра, либо невролога. Обращаясь к неврологу или психиатру, задавайте себе тот же вопрос. Чтобы что?

Готовы к препаратам? Тогда вперёд. Если не готовы - вы зачем туда идете? Это врачи. Учитель - зачем посылаете? Ну, чтобы они как-нибудь что-нибудь придумали... Нет, как-нибудь не получится. Это - препараты. От того, что он два раза за год на вас гавкнул - на нейролептики посадим? Все участники процесса точно хорошо подумали? А если не два раза, а двести двадцать два - все равно понимаем, за чём идём. Случаев, когда к психиатру ходили, а потом предложенный рецепт аккуратно спустили в унитаз - более чем достаточно. Ходили - чтобы что?

Короче, первое. Выясняем, достойна ли проблема ухудшения качества жизни ребенка. Если вместо прогулки в парке он сидит у логопеда - точно ли игра стоит свеч? Вы точно не перестраховались? 

Второе. Решаема ли проблема вообще. На данном этапе, или вообще. Можно убиться до полусмерти над каким-нибудь лёгким дефицитом внимания, а ребенок его перерастет к 6 классу. Да, вы никогда не проверите, перерос он сам, или оттого, что убивались. Решать только вам, последствия за принятое решение тоже нести только вам.

И третье. Готовы ли вы к методам решения данной проблемы, предлагаемым данным специалистом. Если нет - зачем вам к нему?

А, самое главное забыла. Не факт что проблема решится даже с нейропсихологом. Вот вообще не факт. Потому бегать за мамой с предложениями сходить куда-нибудь ещё, а потом ещё и ещё - ну давайте не будем, а. Зачем вам мама, которая хочет вас убить.