Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. На рубеже XIX-XX веков жил и творил художник Наркиз Бунин. Откуда у русского дворянина, уроженца Воронежской губернии, такое нетипичное для его среды имя, трудно сказать. Возможно, его родители назвали сына так в честь какого-то Наркиза, который был им по неизвестной нам причине дорог. Наркиз с детства готовился стать военным, учился в военной гимназии, после ее окончания поступил в Горный институт, но потом ушел в армию вольноопределяющимся. Дослужился до капитана, в 1900 году по здоровью ушел в отставку полковником.
Служа в армии и находясь в отставке, Бунин писал картины на батальные темы, имел успех.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
В 1903 году он создал полотно, которое вызвало довольно большой резонанс в обществе. Эта картина не имела никакого отношения к батальному жанру и называлась "Рыбная ловля". Художник изобразил на ней группу мужчин, занятых совместным рыболовством, притом в центре картины все узнали великого русского писателя Льва Толстого. Он участвовал в процессе, одетый в характерную белую рубаху (т. наз. толстовку), босой и без штанов. Приглядевшись, зрители узнавали на картине еще одну знаменитость — художника Илью Репина, который был изображен в синей рубахе, стоящим в воде. На голове у живописца был картуз. Вся сцена происходила на фоне недурно написанного пейзажа.
Бунин объяснял появление Толстого и Репина в его картине тем, что ему не нравится возвеличивание писателя в качестве пророка, и также то, что Репин способствовал культу Толстого своими портретами. Поэтому он решил их представить как обычных людей, без пафоса.
Картина была показана в том же 1903 году на выставке Петербургского общества художников в "Пассаже" и вызвала большой интерес у зрителей, некоторые специально приходили на выставку только ради того, чтобы лицезреть двух мастеров — пера и кисти, за непривычным для них занятием и к тому же не в полном комплекте одежды. Некоторых зрителей картина настраивала на юмористический лад, но были и искренне возмущенные люди. Например, московский журналист Семен Любошиц был так оскорблен в своих чувствах, что достал карандаш и поперек полотна написал слово "мерзость"
За это Любошиц отсидел в околотке 6 дней. После инцидента посетителей выставки стало во много раз больше, но увы — картину сняли с экспозиции, так что они уходили разочарованными.
С тех пор "Рыбную ловлю" никто не видел, и ходили слухи, что Бунин продал ее за границу. Художник умер в 1912 году, а картина потом все же отыскалась. Уже в наши дни она была выставлена на аукционе в США.
Читайте еще на моем канале:
А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней
Какими Минин и Пожарский представлены в искусстве, помимо известного памятника