Я вот всё пишу о том, какая я молодец, что выбралась из депрессии и всё такое, но умалчиваю о том, что не всё тут далеко моя заслуга. Можно бить себя в грудь и размахивать флагом, но если нет поддержки, то мало что получится. На одной лишь внутренней опоре, которая сильно повреждена, когда у тебя менталочка, далеко не уедешь. И каждый (почти) день я благодарю Бога за то, посылает мне людей с заботой и поддержкой.
Можно считать, что Бога нет, но я искренне верю, что он проявляет себя через людей. Ведь во всех нас есть Божья искра.
Сегодня пост для тех, у кого есть близкие с ментальными особенностями. А я знаю, вас не мало.
Только полное принятие болезни вашего близкого. Только полное принятие, я повторюсь. Он сам может не понимать и не принимать свою болезнь, но вы должны смиренно понять, что это навсегда. Он может отрицать заболевание или соглашаться с ним, но не до конца. Но имеет смысл знать, что это навсегда и это часть его личности. Это не изъян, но то, что остается с заболевшим, хотим мы этого или не хотим. Хорошая новость тут в том, что случаются ремиссии, плохая - бывают рецидивы и это, увы, так. Вы вместе должны идти к устойчивой ремиссии, даже если снова попали в яму болезни. В очередной раз. Но не стоит опускать руки, даже если так случилось. Со второй, с третьей, да хоть с четвертой попытки при правильно подобранном лечении и не без вашей поддержки ремиссия может наступить. Даже пожизненная.
Никогда и ни за что не отговаривайте от лечения. Но и не заставляйте. Я понимаю, всю глубину этих слов. Глубину непонимания – как можно не заставить? А так. Человек может говорить, что пьёт их, но не делать этого. Заставлять взрослого человека делать то, чего он делать не хочет – представьте себя на его месте. Хотели бы вы, чтобы вам указывали что есть, что пить, как себя вести? Тут только уговаривать, приводить аргументы, доверять, полагаться. Возможно, вам придётся встретиться не с одним рецидивом, прежде чем человек и сам поймёт – таблетки его пропуск в мир устойчивой психики. Во всяком случае со мной было так. Чем больше меня заставляли, с тем большим остервенением я избавлялась от лекарств.
И когда забота о собственной голове легла на мои плечи уж простите за каламбур, только тогда пришло понимание некой ответственности. Не кто-то хочет, чтобы я не сходила с ума, а я сама этого хочу. И значит я сама буду принимать лекарства и не пить алкоголь.
А сколько раз мне хотелось их бросить или что хуже выпить все, всё что есть, не сосчитать. Дома с таким человеком должны находиться понимающие это люди. Без ненависти, без обвинений. Понимающие, что это трудный путь и могут случаться откаты.
Я знаю, вам может казаться что вы потакаете нежеланию искать работу, например или нежеланию общаться с людьми, вам может казаться, что если вы поставите вопрос ребром, то что-то да получится, но нет. Не получится. Мы такие не потому, что мы так выбрали жить, а потому что с нами случилась беда. И эта беда не даёт нам устроиться на работу, выйти из дома. Но это не значит, что так продлится вечно. Я не говорю о тяжелых случаях, когда надежд на адаптацию очень мало, но если так случилось, то крест этот придётся нести. В иных случаях просто беседуйте с человеком, вместе стройте планы, ходите гулять. Дайте ему немного ответственности, но не давите.
Мы не понимаем где болезнь, а где мы сами. И уж тем более не сможем объяснить это вам. Поэтому просто примите то, что есть. Не упрекайте. Никто не упрекнет человека за больное сердце. Так чем же отличается ментальное заболевание от сердечного? Всё верно – ничем.
Мне повезло, в моей жизни есть люди небезразличные. Я благодарна им за то, что никто и ни за что не скажет мне, что я в чем-то ущербна, в чём-то плоха, но как много историй я знаю, когда близкие ведут себя с точностью до наоборот. В моменты когда болезнь обостряется защитить нас можете только вы. И да, отправить близкого в больницу в острых состояниях – вынужденное зло. Поэтому будьте тверды в своих намерениях. Жалость в этом случае лишь мешает. Не бойтесь того, что на вас обидятся. Пусть лучше будет обида, но зато человека вернут в реальность. Я не злюсь на родителей за их желание оградить меня от беды. А беда в психозе может не заставить себя ждать. Я это пишу не страха нагнать, но для понимания, что психоз или депрессия с суицидальными мыслями не шутка.
До жути больно наблюдать за тем, как человек сходит с ума. У меня была приятельница, семья которой не понимала и не отдавала отчёт в том, что она больна. Точнее отдавала, но в виде оскорблений. Шизофреничка – вот как называла её мать. Какая уж тут помощь. Помогать приходилось мне, но мои полномочия оканчивались у дверей её дома, а ведь только там ей могли помочь. По-настоящему. Девушка лежала в больнице 9 раз, но наши дороги разошлись. Быть может жизнь её наладилась, но очень вряд ли.
И в депрессии и в острых состояниях только близкие люди способны помочь. Тем, что находятся рядом. Будьте рядом с вашими любимыми. Держите за руку, а не толкайте в спину.
Берегите себя и близких.
Я Аня и это мой дневник о жизни с F.25.2