Найти тему
Версия

Мигрант, смирно!

Из страны уезжают тысячи «несогласных», им на смену прибывают миллионы согласных на всё, и не только с украинского юго-востока, но и из Средней Азии. Этим мигрантам вскоре предстоит доказать свою лояльность службой в Российской армии. 30 сентября президент России подписал указ об упрощённом приёме в российское гражданство иностранцев, заключивших контракты на военную службу, а также членов их семей.

   Мигрант, смирно!
Мигрант, смирно!

Воистину спецоперация изменила многое, даже дух происходящего в президентском Совете по правам человека. Что каких-то полгода назад доносилось оттуда, едва речь заводилась о мигрантах из Средней Азии? «Руки прочь!» Но давеча, как говорится, не надысь. Сразу два видных представителя совета – его глава Валерий Фадеев и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов – озвучили жёсткие предложения касательно призыва мигрантов на армейскую службу. Фадеев предложил призывать мигрантов, получивших российские паспорта, не ограничивая призыв 27-летним возрастом, а увеличив его до 45–50 лет. А Кабанов – призывать тех, кто получил российское гражданство менее 10 лет назад. При этом отказ от исполнения воинской обязанности, по мнению Кабанова, должен повлечь за собой лишение российского гражданства не только военнообязанного лица, но и членов его семьи. Скажете, жёстко? Для президентского совета вообще немыслимо! Тем не менее процессы запущены. Дело пошло.

В прошлом году российские паспорта получили 735 тыс. иностранцев. Половина – украинские граждане. Другая половина – армяне, киргизы, таджики и узбеки. А за 10 лет гражданами России стали порядка 6,5 млн выходцев из стран содружества. Целая армия! А сколько из них отдали своей новой Родине священный долг? А нисколько! Официально – нет данных. Неофициально – «мы не затем уезжали в Россию, чтобы служить в армии». Ситуация, впрочем, меняется: в открытом столичными властями и Минобороны центре «Сахарово», где проводят набор добровольцев, не так чтобы аншлаги, но поток посетителей не иссякает. Несложно понять: добровольцам предлагают немалые деньги – 190 тыс. рублей в месяц. Это вдвое, а то и втрое больше, чем зарабатывает в Москве трудовой мигрант. К тому же всем добровольцам обещают российские паспорта после демобилизации – в обычных условиях на их получение может уйти до семи лет. Заключаешь контракт на год – и считай, что ты с паспортом. Правда, не очень ясен правовой механизм – ведь выходит, что на службу в Российскую армию попадут граждане других стран? С двойным гражданством призывали и раньше, но чтобы так… Да, кстати, армян в центре «Сахарово» не видать вообще, преобладают киргизы с таджиками.

Между тем предложения Фадеева и Кабанова могут в значительной мере «отредактировать» структуру сообщества мигрантов. Те, кто ехал в Россию исключительно в целях обогатиться, вынуждены будут принять решение, отслужить или убраться восвояси. Особенно удручает предложение Кабанова лишать паспортов членов семей – по сути, диаспоры загоняют в угол. Но кто скажет, что так поступать не нужно? И почему одни российские граждане – коренные – должны подпадать под мобилизацию, а приехавшие из Закавказья – не должны?

В СПЧ, по всей видимости, хорошо подготовились, даже социологический вопрос подгадали от исследовательского центра интернет-портала Superjob. Оказывается, россиянам импонирует предложение Фадеева и Кабанова: 7 из 10 респондентов согласны с тем, что мигранты, получившие гражданство России, должны отслужить в Российской армии. Даже если до этого они отслужили у себя дома. Порядка 68% участников соцопроса согласны, что призывать наших новых граждан следует, 14% считают, что этого делать не нужно. Ещё 18% – не определились.

Кирилл Кабанов, член СПЧ при президенте России

– В четырёх странах Средней Азии власти запретили своим гражданам участвовать в спецоперации на Украине на стороне России под угрозой уголовной ответственности. Считаю, что это недружественные действия по отношению к нашей стране – приравнивать добровольцев к наёмникам. К тому же Таджикистан и Киргизия объявили, что их спецслужбы будут отслеживать участие своих граждан в СВО, – это вообще вызов. И при этом буквально на днях Киргизия обратилась с просьбой упростить порядок въезда трудовых мигрантов. Напоминает принцип: мол, давай мы сначала вместе съедим твоё, а потом я съем своё. И хорошо бы нам напомнить нашим новым гражданам и тем, кто приезжает к нам на работу, что Россия – не дойная корова.