Найти в Дзене
Ваше преподобие

Миссия. Свидетельство красоты.

Некогда некто* сказал: "Все прекрасное принадлежит нам, христианам, потому что во всем хорошем проявляется Логос".

Храм Покрова на Нерли.
Храм Покрова на Нерли.

Христианство - религия Откровения, невозможно узнать Христа вне слова о Нем. Он Сам есть Слово Божие, Божественный Логос, поэтому Он, как я верю, не пассивно ожидает пока о Нем кто-то кому-то решить свидетельствовать, Он Сам обращается к каждому: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откровение, 3:20). И это обращение через Призывающую благодать, в том числе, и через свидетельство красоты.

Мир созданный Богом прекрасен. Это чувствовали древние греки, всю Вселенную именовавшие "космосом", от глагола κоσμεω [космЕо] - украшать, приводить в порядок. Да и мы сейчас знаем этот корень: вспомните слово "косметика".

Человек с чутким сердцем созерцая закаты и звездное небо, наслаждаясь красотой бабочек и луговых цветов, слушая пение птиц и шепот листвы в березовой роще, невольно воскликнет: "Создавший такое воистину Прекрасен!". Так святая великомученица Варвара Илиопольская (ум. 306 г.) изучая окружающий мир пришла к мысли о существовании Единого Бога Творца.

И по-настоящему великие ученые прошлого не были лишены этой чуткости.

Карл Линней, биолог XVIII века писал: "Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Я тут и там замечал следы Его в Его творениях. Во всех Его делах, даже самых малых и незаметных, какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство!".

Известный физик Андре-Мари Ампер отметил: "В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу".

Михаил Ломоносов: "Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание".

Таких свидетельств многие десятки, не стану ими перегружать статью, завершу короткой цитатой из Луи Пастера, сказавшего: "Я много изучал, поэтому верую".

По мере сил и таланта постигая красоту мира, люди издревле посвящали Богу всё самое прекрасное, что были способны создать, вдохновленные Творцом прекрасного.

Храмы.

Гимны.

Иконы.

Подвиги веры.

И вот о храмах, как молчаливых миссионерах, я хотел бы сказать пару слов.

Но по своему обыкновению начну издалека.

В году, может быть, 2005-м был я в Москве, сидел на лавочке в Александровском саду и ел крендель. Рядом сидели два немолодых француза, предполагаю, муж с женой. Развернув огромную карту, они тыкали попеременно то в эту карту, но на здания их окружающие. Долго они показывали на Храм Христа Спасителя, о чем-то то ли спорили, то ли эмоционально рассуждали. На соседней лавочке сидела добрая пышная русская женщина, видя в каком неудобном положении оказались французы в Москве, она решила им помочь. Подойдя, она стала громко и активно жестикулируя объяснять: "Это церква. Мы там свечки ставим". Про свечки она повторила раз пять. Вряд-ли туристы ее поняли. Не понял ее и я.

Храм Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя.

Огромный, прекрасный храм, построенный изначально в память о Богом дарованной победе над французами в XIX веке и отстроенный в память о победе над атеистическим безумием в конце ХХ, - это только помещение для сожжения свечей?

Мы, христиане, уверены - нет.

Храм - это всегда молитва благодарения, застывшая в камне.

Нужны ли Богу свечи? Нет, Ему светят миллиарды миллиардов звезд, Им же и зажженных. Нужны ли Богу храмы? Нет, вся вселенная Его храм. Все это нужно нам. Как я понимаю, - это знак нашей к Нему любви и прославления.

Можно ли молиться без храма? Можно. И в первые века христиане молились в катакомбах на гробах святых мучеников. В тех странах, где быть христианином незаконно и небезопасно, молятся по домам, в специально оборудованных для это тайных помещениях (так было и у нас, например, в 30-е годы ХХ века). Там где нет храма христиане молятся в строительных вагончиках (я пару месяцев служил в таком, пока не возвели Сретенский собор) или, например, в кладбищенском сарае, из которого вынесли лопаты, заступы и гробы (в таком много лет молилась община Илии Пророка на Баныкинском кладбище г. Тольятти).

Молитва там нисколько не менее благоугодна Господу.

Но храм - это еще и свидетельство нашей веры. Беззвучная песнь любви и благодарения.

Даже неверующий, проходя мимо храма, если его сердце не до конца очерствело, не может не отметить красоту, посвященную Творцу красоты. Крест вознесенный в небо... космос изображенный в камне...

-3

Можно строить современные здания по типу дворцов культуры, можно соревноваться в футуристических фантазиях с выставочными центрами, я видел много таких католических и протестантских церквей, путешествуя по Европе. Но о чем свидетельствуют они своим видом? О тщеславии заказчика и "особом вИдении" архитектора?

Православный храм должен свидетельствовать о Боге.

Он - молчаливый миссионер.

...иногда напоминающий о себе басом колокольного звона.

--------

*святой мученик Иустин Философ (ок. 100-165 г.), Апология I.