Найти тему
Александр Дедушка

Св. Серафим Саровский о духовном смраде. Почему мы все "воняем"?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Что такое смрад физический мы себе хорошо представляем. Достаточно зайти в любой придорожный сортир. Но, оказывается, есть еще и смрад духовный.

Если физически воняют разного рода человеческие испражнения, гниющие останки, разного рода грязь - то что же издает духовный смрад?

Святой Серафим Саровский вместе со всеми святыми в один голос утверждают: духовный смрад издают наши страсти – помышления, движения и поступки, ими руководимые.

А молитва, свободная от них, которая напрямую устремляется к Богу – напротив, издает благоухание.

Эта удивительная параллель физического и духовного мира напрямую указывает на единство их устроения.

Удивительно, что вонь начинается уже с простейший плотских помыслов. Когда они начинаются примешиваться к молитве – это уже знак того, что наша молитва становится нечистой, она начинает «припахивать». Как начинают припахивать несвежие продукты или нечищеный утром рот.

Св. Серафим однозначно указывает на это несообразие:

«Мы должны быть чисты от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть согласия между смрадом и благовонием».

Причем, вся эта смрадность имеет тенденцию к нарастанию. Собственно, как и в физическом мире.

В духовном мире первый смрадный помысел, если не будет отогнан, приведет к тому, что мы начинаем «складываться» с ними, то есть присоединять к ним свое внимание, а значит, наша смрадная вонь по мере этого «сложения» будет только возрастать.

Необходимо еще на этапе появления этих помыслов, только-только почувствовав духом смрадный запах, тут же воспротивиться и начинать их «разбивать».

В Библии есть пугающий всех неверов образ – разбития младенцев о камень:

«Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень». Пс. 136. 8-9.

Ай, ай, ай – как жестоко! Как можно так говорить, так писать и тем более – призывать к такому жестокому убийству младенцев!..

Но святоотеческое предание всегда рассматривало этот отрывок из псалмов аллегорически – как призыв разбивать собственных «младенцев» разного рода страстей. Пока они маленькие – это легче сделать.

Иначе - задохнемся от смрада.

А «камень», о который разбиваются эти «младенцы» - это наша вера в Иисуса Христа. Она должна быть действительно тверда как камень.

Вот и батюшка Серафим перелагает этот отрывок применительно к «младенцам» разного рода наших плотских помышлений:

«Где бывают помыслы, там и сложение с ними. Итак должно отражать первое нападение греховных помыслов и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т.е. помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми старался диавол искушать даже Самого Господа нашего в конце подвига Его».

Итак, вот они – те самые «смрадные» помыслы, которые как правило первыми проникают в нашу душу и начинают «вонять» там:

- чревоугодие;

- сребролюбие;

- тщеславие.

Вот, что начинает «смердеть» в наших душах, отравляя фимиам чистой молитвы.

Обратите внимание – у всех трех страстей есть «смрадные» параллели в физическом мире.

Как может вонять пища и извержения человеческого организма после нее – убеждать никого не нужно.

Про деньги есть даже восходящая к древним римлянам поговорка: «Деньги не пахнут».

Увы – пахнут. Только не в физическом мире, а в духовном. Пахнут – и еще как, когда человек начинает думать только о них и – мало этого – заражает этой вонью свои отношения с Богом.

Представьте, как воняют перед Богом практически все богачи. Не случайно Иисус Христос сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное.

Это все равно что, как трудно провонявшему мочой и калом бомжу войти в изысканное общество тех же богачей. Да – в духовном мире все переворачивается, и невыносимо смердеть начинают уже они сами.

Ну и тщеславие. Как воняет оно – достаточно присмотреться к соцсетям или телевизору. Если бы они могли издавать духовные запахи, то все сидящие перед телевизорами и компами люди уже давно бы задохнулись. Как от чужой – так и от своей собственной вони.

Так что мы действительно должны быть бдительны, чтобы не начать «припахивать» и вонять всеми этими смрадами.

Все святые, которые сталкивались с бесами и дьяволом, в один голос утверждают, что они невыносимо смердят и воняют. И теперь они расставляют свои вонючие сети для нас, людей.

А мы – увы! – как мухи на г… - зачастую точно так же летим на эти «запахи», которые кажутся нам привлекательными и приятными.

Диавол, как лев в логовище, подстерегает в засаде (Пс. 9.30), тайно расставляет нам сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивых размышлений и молитвы.

Так предупреждает нас отец Серафим.

Но ладно бы дьявол. Страшнее, что все это может напрямую касаться наших отношений с Богом.

Вот о чем предупреждает батюшка Серафим:

«Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами».

Уф – не в бровь, а в глаз.

К нашим молитвам – увы! – примешивается столько постороннего «зловония», что действительно, трудно будет сказать – чего в них больше – зловония или фимиама.

Просто подумайте и посчитайте, сколько раз во время так называемой «вычитки» молитв ум отвлекался на постороннее, то есть попадал в те самые «вонючие сети», которые так старательно нам расставляет дьявол.

Как же мы воняем перед Богом со своими псевдомолитвами!..

А результат предопределен. Бог не просто не слушает такие молитвы, Он «гнушается» ими.

И как любой из нас спешит выскочить из придорожного сортира, чтобы не пропахнуть всеми его «прелестями», там и Богу нечего находиться рядом при их наличии.

И поднимаются столбы нашей вони и смрада на небо, которое для них закрыто.

Увы – такова реальность нашей духовной жизни.

Пусть хотя небольшим утешением и напутствием послужат нам слова отца Серафима:

«Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего».

Продолжение темы в статье -

Запах и вонь в духовном мире. Какие «запахи» прививаются душе, по словам св. Тихона Задонского?