В прошлой статье о том, как капиталисты собираются сделать мир лучше, не отходя от кассы, пообещал разобрать утверждение, будто частный собственник завода опекает свой бизнес так же рачительно, как водитель - свой автомобиль.
Сказано - сделано! Давайте, как нынче модно говорить, деконструируем это спорное утверждение. И последовательно придём к пониманию, почему капиталистическая Россия объективно не станет такой же успешной, как Америка.
Итак, ключ на «старт»!
Автомобиль - не роскошь...
Допустим, вы владелец завода автомобиля. Вы не угнали его в лихие года, а приобрели на честно заработанные кровные. И потому любите его всей душой. И через этот завод автомобиль вы намерены двинуть мир к лучшему будущему.
Как толковый управленец, вы понимаете, для блага мира и немножко в интересах бизнеса нужно нанять водителя. Сами вы тоже неплохо крутите баранку, но как у владельца, у вас слишком много хлопот. И вы нанимаете супер-дупер-Шумахер-Стетхам-перевозчика.
Кроме того, вы ангажируете
- толкового механика для регулярного обслуживания.
- Грамотного химика, для проверки качества топлива и масла.
- Уборщика
- Ночнойю сторожа
- Бухгалтера
- Секретаря
- и супермодель.
Да и водитель требует сменщика, ведь работа у него тревожная, всегда нужно быть внимательным, а это подтачивает нервишки и для восстановления нужен отдых. Одним словом, у вас неумолимо расширяется штат работников. И вы чисто физически не можете на сто процентов эффективно опекать о свой завод автомобиль, потому что присутствуете в одно время только в одном место. И вам приходится полагаться на честность нанятых сотрудников, которых помимо работы имеются свои проблемы, цели и задачи. К тому же они и сами подумывают завести собственный бизнес, ведь кругом говорят - это круче, чем «работать на дядю».
На этом моменте байку о внимательности частного собственника можно заканчивать. Но мы продолжим - интересно ведь.
Автомобиль - не роскошь, а средство заработка.
Итак, вы запустили завод автомобиль. Вы молодец! Создали новое предприятие и рабочие места. Все исправно работает, шестерёнки крутятся, сотрудники смазаны... Вы уже готовы двигать мир к лучшему будущему, осуществляя перевозки по разумным ценам.
Но тут выясняется, что сотрудникам надо платить. Кроме того, нужно оплачивать счета за бензин, электричество, воду, налог на недвижимость, туда-сюда, да и себя-любимого не забыть. Жрать то хочется.
Как истый «движитель» к лучшему будущему, вы осознаёте, задрать цену перевозок — отпугнуть клиентов. Но есть масса способов сэкономить. Например, отчуждая часть зарплаты сотрудников. Не водителя, конечно! Он ценный специалист. Но вот почему механик получает 300 денег в день? Пусть получает 100. Чего это уборщик загребает 150? Пусть спасибо скажет за 50, да ещё функции грузчика выполняет и сторожа подменяет. Вон, как богатый папа Роберта Кийосаки нагрузил продавщицу магазинчика вообще всей возможной работой, а платил самый мизер! Да еще за добродетель это выдавал, мол, если ей надоест такое положение, она выдумает стартап и заживет счастливо! Вполне рабочая схема. То, что при такой нагрузке ни сил, ни времени, ни финансовой подушки на изобретение стартапов не остается, богатого папу, видно, не очень тревожило! Но мы отвлеклись.
Итак, вы отчуждаете часть зарплаты сотрудников. Часть этих средств идет на оплату налогов, обслуживание техники, взят... деловые обеды и прочие нужды компании. Оставшаяся часть отчуждённых средств идет вам. Со скрипом вы вышли в плюс. А ведь ещё можно сэкономить на деталях, оборудовании, ремонте и заработать ещё больше! Вон, у Потанина же получилось!
И вы по прежнему молодец - запустили производство, создали рабочие места! И тут вам приходит светлая мысль! Если расширить бизнес, можно будет снизить цену перевозок и прочие ништяки на благо мира! И вы открываете ещё несколько заводов автомобилей. И начинаете отчуждать ещё больше денег сотрудников, давить конкурентов, организовывать картельные сговоры, переносить производство в Китай, сокращать в кризис штат, ведь вы создали рабочие места, следовательно имеете полное право их поуменьшить. В интересах лучшего мира и извлечения прибыли дозволяется.
Почему владелец завода обязательно будет ураганить в подобном стиле? Это необходимо для развития. Капитал требует расширения. Если вы не устали от метафор, то вот вам ещё одна:
Вы купили @йфон. Аппарат дорогой и хрупкий. Необходимо защитное стекло и чехол. Кроме того, есть смысл приобрести зарядное устройство и наушники, которые в интересах лучшего мира почему то перестали добавлять в комплект, а реализуют отдельно по спекулятивной цене. В итоге, вы улучшаете свой @йфон, но и цена его обслуживания возрастает. Можно не париться и использовать старую-добрую Нокию 3310. Но мы же о развитии, поэтому нужен @йфон со всеми прибамбасами и дополнительными денежными вливаниями.
Было бы хорошо эти траты переложить на кого-нибудь другого. Если вы - страна, вам необходимы колонии из которых вы будете выкачивать деньги и ресурсы.
Именно так Англия вела себя по отношению к своим западным колониям (Америка). Английский частный капитал создал в Новом Свете рабочие места и прочие производства с Блек Джеком и заниженной социальной ответственностью. Метрополия умело выкачивала деньги, да еще обкладывала пошлинами все ввозимые в колонию товары. Метрополия вообще хорошо устроилась.
В этой связи статью следовало бы назвать «Почему Россия не Англия» и дело с концом. Но постойте! У Америки же получилось! Как эта страна из колонии превратилась в мирового лидера? Частный собственник действительно двинул Америку к лучшему будущему! Как ему удалось? Может и у России получится?
Как Америка сделалась великой до того, как это стало мейнстримом.
Наши пропагандисты любят кричать, что у Америки нет истории. Это чушь и глупость. История Америки действительно короче, но тоже сложная и интересная. Со своими трагедиями и триумфами. Короткая история Америки - в каком-то смысле плюс. Переселенцы изначально попытались устроить жизнь на новом месте, исключив неудобства, тяготившие их на прежнем месте жительства. Правда пришлось огорчить коренное население, но, как вы знаете, в интересах бизнеса дозволяется. Так вот, Америка тихо развивалась. Работала на благо метрополии. Европа прошла в своем развитии все формации общества, от первобытно-общинного строя, через рабовладельческий до феодального. Тихо-тихо, с пробуксовкой, через Реформацию и прочие буржуазные революции установился капитализм.
А в Америке капитализм был изначально. Собственно, первые экспедиции и табачные мануфактуры были организованы именно частным капиталом. И вот, на новой территории крепнет капитализм, подспудно используя лучшие наработки предыдущих формаций, такие как рабский труд, феодальная эксплуатация.
Строить новый дом гораздо проще, чем реставрировать старый, да ещё с просевшим фундаментом. Поэтому самые предприимчивые люди того времени стремились в Америку.
Короче, далее борьба за независимость, и те де и те пе. Находясь на другом конце глобуса, вдали от войн, защищенная естественными границами Америка успешно прошла стадию накопления капитала, получила монополии на технологии. Пользуясь так удобно приключившейся Второй Мировой Войной, Америка ловко сделала доллар основной мировой валютой, что по сей день позволяет ей размазывать свою инфляцию по всему глобусу. Короче, Америка заняла место Англии и сама стала метрополией. Только бизнес, ничего личного! Внимательный читатель конечно спросит, а как Европы с Англиями развились до того, что аж Америку колонизировали? Вот же она - сила частного капитала. Честно признаем - да. В европе раньше других установилась прогрессивная экономическая формация (капитализм). И явила свои объективные плюсы. Но далее, капитал стремительно монополизировался. И сейчас тот самый позитивный капитализм свободной конкуренции почил в бозе.
Отсюда основной вопрос: может ли капиталистическая Россия стать такой же успешной, как Америка?
России, как стране периферийного капитализма сложно и даже невозможно конкурировать с центром. России гораздо выгоднее покупать товары в Китае по низким ценам, чем производить свое. Поэтому, в существующей системе России сложно будет сместится с периферии и стать центром капитала. То есть, самой стать Америкой в рамках конкурентной борьбы, разумеется.
И я ёрничаю не чтобы кого-то оскорбить. Это просто формат такой. Нет у меня цели принизить «зарвавшихся пендосов» или «подлых наглосаксов» или ещё кого либо. Я размышляю (и может статься - ошибаюсь в чем-то) о истории. А история - штука объективная. И размышления мои не являются истиной в последней инстанции, о чем наверняка последуют комментарии.
На сегодня всё. В следующий раз расскажу, как до творящегося в мире бедлама мне удалось побывать в Америке. Всё же это канал о путешествиях. За сим, позвольте откланяться! Берегите себя, всех бла-бла-благ!!😁🙃
#политика #обществоиполитика #капитализм #общество #коммунизм #россия-сша