Найти тему

Когда же, наконец, появится достойный аналог Booking. Часть II

Оглавление

Продолжим разговор о том, когда же, наконец, в России появится достойный аналог Booking. Уверены, все путешественники уже успели задаться этим вопросом. И почему мы тоскуем по зарубежному сервису.

Начало читайте ТУТ. Да, много букоффф, но, нам кажется, все по делу.

Хороший, удобный, адаптированный под смартфоны (а значит, легко применимый с колес) и интуитивно понятный агрегатор нужен нашему брату, путешественнику, как воздух. Booking почил в России еще в марте. А достойной альтернативы до сих пор не появилось. Рассказываем, почему мы в этом уверены. С точки зрения путешественников с собаками.

Квартира в центре Нижнего Новгорода
Квартира в центре Нижнего Новгорода

ЛОКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ С АПАРТАМЕНТАМИ

Напротив, очень удобными нам показались развивающиеся локальные истории (сервисы) с арендой апартов, поддержкой в мессенджере и удаленным заселением (типа «Двух подушек» в Вологде или «Сон и душ» в Екатеринбурге). Но они мелкие и, увы, не масштабируемые на всю страну. У владельцев, как правило, банально не хватает средств для такого охвата. А сохранять множество локальных сервисов в одном телефоне уже неудобно путешественнику.

Апарты посуточно, как правило, снимают самостоятельные путешественники. Они перемещаются между городами без какого-то определенного тайминга, ведомые лишь собственным интересом. Зачастую заезжают ночью, что не всегда удобно встречающей стороне. По своему опыту можем сказать, что оплата вперед, плюс, залог (мы на него готовы), плюс, передача ключа через кейбокс с передачей кода в мессенджере очень комфортна. Часто она избавляет и от оценивающих взглядов персонала, которым грешат бюджетные гостиницы (в «лакшери» сегменте, конечно, такого нет).

Большим плюсом Booking, Agoda и Airbnb были не только актуальные цены и возможность мгновенной брони на нужные даты, но и прямая связь с объектом размещения. В большинстве российских сервисов пока есть либо одно, либо другое. То есть,
либо платишь на сайте бронирования, но не знаешь, как связаться с хозяином. Или сайт бронирования выступает лишь как доска объявлений, а чтобы уточнить цену и свободные даты, нужно звонить хозяину. Особенно это актуально для таких, как мы, путешественников с собаками. Или прочими нестандартными предпочтениями.

Многие отельеры, оказывается, решили и вовсе отказаться от услуг сайтов бронирования. И теперь полагаются больше на собственные сайты и группы в соцсетях. Именно оттуда приходит к ним от 50 до 100 процентов постояльцев. И мы понимаем, почему. Сервисы требуют свой процент, свой кусок пирога, а взамен не дают почти ничего, кроме упоминания.

«У нас в основном работает сарафанное радио. В рекламу не вкладываемся. При этом, почти стопроцентная загрузка», – рассказала нам хозяйка гостевого дома в Сольвычегодске.

Все, что ей нужно – сайт-визитка.

Если резюмировать: большинству российских агрегаторов пока не хватает опыта, умений и …статуса. Нужно время, чтобы заработать авторитет и научиться работать, как Booking. Главная боль российских систем бронирования – нехватка ресурсов. После закрытия границ, число клиентов выросло на порядок, турист повалил исследовать Россию, но справиться с потоком постояльцев они не могут. В итоге хромает поддержка. На это жалуются и сами отельеры, и гости.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

А за счет чего тогда зарабатывает сервис? Или хотя бы оплачивает поддержку и хостинг.
Не альтруисты же они!

Менеджер одного такого сервиса как-то обмолвилась: «Путешественникам удобно, можно выбрать разные варианты размещения на одном сервисе, а для отельеров предлагается возможность привлечь новых постояльцев».

На наш взгляд, справедливо, но при одном но: путешественники найдут сервис в выдаче, а для этого простого наполнения и интерфейса не достаточно. Нужна раскрутка, контент, таргет (куда только вход тысяч от 50 в месяц). За чей счет банкет? Ответ очевиден:
либо отельеры раскошелятся, либо процент заложен в конечной стоимости за номер для туриста.

Однако большинство таких сервисов не обладают авторитетом Booking. А значит, не могут гарантировать, что цена, предложенная за номер в отеле на их сервисе будет такой же на сайте самого отеля. А это означает, что
путешественник будет чувствовать себя обманутым. Обман и спекуляция заложены в самой бизнес-модели.

Обращение к такому сервису – лишний заход в сеть, который нам абсолютно ничего не дает. Только вызывает раздражение, оттягивает процесс вожделенного бронирования. По факту нужно снова искать сайт гостевого дома, заново смотреть свободные места и уточнять напрямую. Почему? Потому что
ничего не гарантирующий сервис автоматически вызывает сомнения в оперативном сборе информации. Тетя Глаша из Геленджика, где, как известно в сезон сдается все пригодное для жилья, закрутилась и забыла вовремя подать информацию о том, что комната освободилась. И все, вся система рухнула! А туристы уже на подъезде, они расчитывают.

Сейчас скажем совсем крамолу:
если бы этих мелких агрегаторов и вовсе не было, жилье находилось бы в разы проще. Такие мелкие сервисы – информационный мусор, лишние клики и переходы. Лишняя учетка, лишний личный кабинет с персональными данными. Зачем!?

Booking давал автоматическое бронирование, да еще и нес ответственность, в случае осечки готов был надавить на партнера, заставить подобрать схожий вариант. (С нами, кстати, такое случалось в Самаре).
Сейчас же для экстренного поиска места для ночевки достаточно Яндекс-карт. Вот уж действительно все в одном месте: есть и маршрут, и отели по пути (от мелких мотелей до монстров).

«Старший брат» тоже, увы, почивший у нас Airbnb, долгое время так же оставался просто информационным сайтом. Его взлет начался тогда, когда они начали страховать сдаваемое жилье от горе-гостей. И мир получил два ценнейших образца сервиса.
Booking, выбравший гарантии для гостя, и Airbnb – для хозяина. А мелкие подобия – приходили и уходили, так и не взлетев. Даже модель Avito в итоге привела к тому, что сервис дает гарантии сделки, общение в собственном встроенном мессенджере, чтобы не засорять память смартфона клиента.

Кстати, на обоих зарубежных сервисах можно было смело
ориентироваться на отзывы туристов. Они жестко модерировались и проверялись, были оставлены действительно прожившими в отелях и апартах хотя бы сутки. В отличие от тех же отзывов на Яндексе, которые модерируются, но пишутся не только гостями, а любым проходящим мимо (а значит, среди них могут быть и заказные).

База отдыха «Якорная» в Вознесенье (Ленинградская область)
База отдыха «Якорная» в Вознесенье (Ленинградская область)

Будучи «практикующими теоретиками от туризма» мы не раз обсуждали сложившуюся ситуацию с бронированием жилья в путешествиях очно и заочно, онлайн. И вот, что нам отвечали владельцы и сотрудники сервисов.

«На нашем сервисе отельеры один раз в год оплачивают размещение своего объекта. Владельцы сами устанавливают цены на размещение. У нас также есть комиссионное размещение, но это уже выбор самих отельеров: платить один раз на год вперед вне зависимости от количества отдыхающих, или платить по факту за каждого гостя. Небольшим гостиницам и владельцам частного сектора невыгодно размещаться на крупных платформах из-за высокой комиссии, но и они ищут клиентов и хотят продвигать свои услуги. Для них весьма выгодно публиковать свои объекты на нашем сайте, так как есть много туристов, предпочитающих отдыхать именно в таких вариантах. Мы используем все общедоступные каналы продвижения: ведем блог, соцсети, пишем по запросу СМИ и SEO-тексты для сайта. Все это и обеспечивает нам появление в первой десятке ссылок по запросам туристов в браузере.

По поводу популярности сервиса могу лишь сказать, что с уходом с рынка агрегаторов-гигантов и закрытием границ количество пользователей нашего сайта значительно возросло. Российский туризм развивается, а с ним и наш сервис и его конкуренты. Кроме того, наш сайт относительно молодой, а более популярные сервисы на этом рынке более 10 лет: тот же Booking был основан в 1996 году, поэтому у нас еще все впереди. К сожалению, у нас нет таких возможностей, как у Авито, Booking и Airbnb, но мы к этому стремимся».

Спасибо за обратную связь по процессу бронирования! Вот видите, у вас оказывается тоже есть комиссия, у Booking была она же. Они брали соразмерно своим затратам, но отельеры только сейчас, с его уходом, оценили, что комиссия того стоила. Некоторые. Ваши расценки соразмерны вашему вкладу: мало, потому что и выхлопа мало.

Мы искренне желаем всем сервисам-крошкам расти и развиваться. В конце концов ниша Booking в России должна быть кем-то занята! И хорошо бы, чтобы не одним монополистом, а несколькими сильными конкурентами. И тут мы всеми руками ЗА. Но достаточно скептически смотрим на попытки. Сервисы появляются, и, не успев даже толком не заявить о себе, исчезают. Увы. Нельзя, вложив граммуличку, построить ого-го!

О МЕЧТАХ

Конечно, нам и таким, как мы туристам-краеведам, хочется видеть в восстановленном историческом здании семейной гостиницы Пожарских в Торжке не концертный зал, а именно гостиницу и трактир с теми самыми пожарскими котлетами и характерным меню. Нам хочется, чтобы история места подпитывала бренды. Хочется останавливаться в аутентичных и атмосферных местах с хорошим сервисом. Но прекрасно понимаем, что ни один из отельеров не решится сейчас выкупить здание-памятник у города с кучей социальных обязательств. Время такое, не до покупок и реставрации гостиниц. Сохранить бы, что есть! А если говорить о реставрации, она и вовсе по карману только сетевикам. Представили «Хилтон» или «Марриотт» в Торжке?! Вот и мы о том же! А таких исторических местечек по России масса!

Про размещения с собаками подробно писали
ТУТ. Подписывайтесь на наш блог!

Будем благодарны за обратную связь и личные примеры использования отечественных сервисов (как удачные, так и нет, но последних пусть будет поменьше). Присылайте свои истории и профессиональные комментарии на hello@dogrurik.ru, добавляйте в комментарии. Давайте дискутировать!

Сайт "Путешествия с собаками"
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас