Российский истребитель Су-47 "Беркут", отличающийся характерной конструкцией крыла обратной стреловидности, часто называют предшественником российского истребителя-невидимки 5-го поколения Су-57.
Колоссальные знания о крыле обратной стреловидности из композиционных материалов, полученные в ходе испытаний "Беркута", используются при разработке беспилотных летательных аппаратов, говорится в статье ТАСС, в которой подробно рассказывается о разработке истребителя Су-47.
Стреловидные крылья уменьшают индуктивное сопротивление, улучшая взлетно-посадочные характеристики, маневренность и дозвуковую дальность полета. Однако в отчете не упоминается, какая часть этого опыта была использована в процессе разработки российских беспилотников (скорее всего речь идет о С-70 "Охотник", не в "Орлане" же он применяется).
"Беркут" впервые поднялся в воздух 25 лет назад, в сентябре 1997 года, когда на этом самолете поднялся в небо летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Впервые Су-47 "Беркут" был представлен широкой публике в ходе авиасалона МАКС-1999, где он выполнил испытательный полет.
Считается, что в процессе создания Су-47 был получен огромный багаж знаний, которые очень помогли российской авиационной промышленности в создании современных самолетов.
Во время разработки "Беркут" привлек большое внимание средств массовой информации и западных экспертов в области обороны. Его тут же окрестили истребителем двадцать первого века, а сообщения о его планируемом серийном производстве получили широкую огласку.
"Беркут" был экспериментальным самолетом, предназначенным для отработки компоновочных, технических и технологических решений в рамках работ по истребителям нового поколения. Работа по этой теме началась в ОКБ под условным шифром С-22", — отмечает ТАСС.
Проект был начат в 1983 году по созданию самолета с крылом обратной стреловидности для модернизации истребителя Су-27 для ВВС СССР. В то же время ВМФ СССР искал новый истребитель для действий с авианосца. Истребитель был переименован в Су-27КМ , но разработка была остановлена после распада Советского Союза. На протяжении всей разработки истребитель назывался под несколькими именами, включая С-22, Су-27 КМ, С-37 и, наконец, Су-47.
Стреловидные крылья имеют ряд преимуществ; однако построить такое крыло сложно, поскольку вся конструкция может разрушиться при достижении определенных скоростей полета.
"Это было непростое время. Закрывались заводы, в целом ситуация была сложная. А мы получили заказ на изготовление крыла обратной стреловидности для Су-47. Это колоссальный опыт, который послужил прорывом не только для авиации, но и для нашего производства. Был внедрен метод автоматизированной выкладки изделий для авиационной техники, доведены до высокого качества материалы, да и для рабочих это была отличная практика", — вспоминает оператор станков с программным управлением ОНПП "Технология" Александр Конашенков.
Использование композиционных материалов позволило достичь высоких показателей жесткости. В настоящее время композитные материалы широко используются в производстве самолетов. В свое время "Беркут" заложил основу для развития этих технологий, что по меркам 1990-х годов стало настоящим прорывом.
Изготовить панели для крыла обратной стреловидности для "Беркута" поручили Обнинскому научно-производственному предприятию "Технология" (также входит в Ростех). В панелях использовался новый материал, разработанный ВИАМ, который не уступал по своим характеристикам лучшим в то время мировым образцам углепластиков. В 1986 году изготовление панелей крыла впервые в СССР было выполнено методом автоматизированной выкладки. - ТАСС
Предполагалось, что самолет будет двигаться со скоростью 2 Маха; однако "Беркут" зафиксировал самую высокую скорость - 1,65 Маха. Между тем на авиасалонах был замечен только один Су-47, что наводило некоторых на мысль, что производитель не совсем уверен в изделии.
Тем не менее, самолет внес значительный вклад в разработку Су-57, российского истребителя пятого поколения и скорее всего БПЛА "Охотник".