Ваше благородие
(часть третья заключительная к статье «Кто ты, Доминик Забелло?...»
В Разделе «О умерших» метрической книги Нерчинской Римско-Католической церкви за 1856 год (Нерчинско-Заводская) [номер фонда не установлен Арх.20. Д.9а. Л.14об и Л.15, см..первую часть «Кто ты, Доминик Забелло?...»] в порядковой записи № 13 на листе 15 метрической книги следующая информация: «Тысяча осьмесот пятьдесят шестаго года в Забайкальской области Римско-Католической церкви умер Доминик Забелло от горячки. Его Благородiе капитан 1-го пешаго Сибирскаго казачьяго Баталiона тридцати пяти лет прихожанин Нерчинской Римско-Католической церкви. Погребен при реке Амуре тысяча осьмесот пятьдесят шестаго года семнадцатаго августа». Указан возраст умершего — 35 лет и день смерти — 15-е число августа.
Наименования граф МК исполнены латинскими буквами, прочтение которых незатруднительно, например: «Nomer poriadkowy», «Imie I Familie» и т. п. Непосредственно записи в этих и других графах исполнены на русском языке. Название церкви указывает на вероисповедание исследуемой персоны – католик, а слово «прихожанин» уточняет, что умерший Доминик Забелло посещал эту же церковь при жизни. Следуя записи о возрасте, умер Доминик Забелло в 35 лет, предполагается о годах его рождения – 1820 г. или 1821 г. Практический опыт работы с информацией, содержащейся в метрических книгах, показывает, что зачастую указанный возраст умерших весьма относительная величина, записываемая с чьих-то слов. Кроме того, документы, удостоверяющие личность, отсутствовали. Предполагаемые годы рождения, следуя записи в метрической книге, не совпадают с неопровергнутым мнением иных исследователей, что Доминик Забелло был студентом Виленского университета. А с учетом, что университет расформирован в 1831-1832 гг., работа кафедр медицины возобновлена в Киеве и Харькове в 1844, Санктпетербургская кафедра была теологической, Доминик Забелло не мог обучаться в Виленском университете на кафедре медицины, если б родился в 1820-1821 гг. (см.часть первую статьи «Кто ты, Доминик Забелло?...».
В предыдущей записи на этом же листе 15 метрической книги в записи № 12 содержится следующая информация: «Тысяча осьмесот пятьдесят шестаго года семаго августа в Забайкальской области Римско-Католической церкви умер Карл Туловский от водяной болезни. Его Благородiе Поручик тридцати осьми лет 14 Сибирскаго линейнаго Баталiона оставил жену Анну и сына Василия прихожанин Нерчинской Римско-Католической церкви. Погребен при реке Амуре тысяча осьмесот пятьдесят шестаго года осьмаго августа». Указан возраст умершего — 38 лет и день смерти — 7-е число августа.
То есть, в метрической книге зафиксировано, что «Его Благородiе капитан 1-го пешаго Сибирскаго казачьяго Баталiона капитан Забелло» умер в военном походе раньше, чем «Его Благородiе Поручик тридцати осьми лет 14 Сибирскаго линейнаго Баталiона» Карл Туловский. Эти записи прямо противоречат нескольким историческим источникам (см. часть вторую статьи «Кто ты, Доминик Забелло?...» - «Есаул Забелло и поручик Туловский»).
Предыдущие порядковые записи №№ 10 и 11 на листе 14об метрической книги оформлены с указанием, что умершие жители Нерчинско-Заводкой округи умерли и погребены в мае и октябре 1856 года с оформлением записей в мае и октябре, соответственно. На этом фоне возможно предположение, что записи о смерти Туловского и Забелло оформлены позже октября 1856 года. На это же обстоятельство указывают и вертикальные прочерки после записи № 11 – так обычно в делопроизводстве закрывают пустые графы. Несоблюдение хронологии событий дают основания полагать, что записи о смерти Туловского и Забелло оформлены с чьих-то слов, возможно, для совершения обряда панихиды по умершим, так как похороны в походных условиях происходили зачастую без участия священников, тем более, католических священников, которые в походе не участвовали, на казачьих постах отсутствовали.
Обратившись к Высочайшим приказам, нахожу, что 24 мая 1856 г. поручик 14-го Сибирского линейного батальона Туловский переведен в Житомирский ВГБ [Высочайшие приказы 1856 г. С.264-265] Знать об этом приказе могли только лица из числа командования и сам Туловский, и в период нахождения в Амурском походе 1856 г., Туловский юридически уже значился в списках офицеров Житомирского ВГБ (вероятно, Внутренний Губернский Батальон, своего рода стража, охрана, что согласуется с предыдущей должностью ещё подпоручика Туловского в качестве полицмейстера г.Читы в 1852 г.) [монография С.Д. Батоева «Начало институционализации здравоохранения Забайкалья в дореволюционный период» (УДК 614.2 (212) DOI: 10.17223/19988613/54/1)], [Высочайшие приказы 1854 г. С. 241-242]. Но в метрической записи о смерти Туловского указано на 14-й Сибирский линейный батальон. Следовательно, запись в метрическую книгу внесена с чьих-то слов, при том, что неизвестный, с чьих слов вносилась запись, не владел информацией о перемещении Туловского из 14-го Сибирского линейного батальона в Житомирский Внутренний Губернский батальон. Предполагаю, что лицо, с чьих слов оформлены метрические записи, не был участником Амурского похода. В противном случае он мог владеть достоверной информацией о хронологии смертей Туловского и Забелло.
Аналогичному анализу подвергла и запись о смерти Забелло. Его воинское звание указано – капитан, принадлежность определена к 1-му пешему казачьему Сибирскому батальону. Но причисление подпоручика Забелло к Сибирскому Гренадерскому полку состоялось 13 апреля 1844 [Высочайшие приказы 1844 г. C. 126-125], сотником пешего Забайкальского Казачьего Войска поручик .Забелло становится в соответствии с Высочайшим приказом от 4 августа 1852 г. [Высочайшие приказы 1852 г. C.44-45] , а есаулом именуется в Приказе Военного Министра от 6 июня 1854 г № 32 по иррегулярным войскам [фото приказа, Сайт «Предыстория». https://predistoria.org].
Указание в метрической записи о смерти Доминика Забелло на его воинское звание капитан, не присуще для казаков, хоть оно и равнозначно званию есаула, каковым и являлся Доминик Забелло. Полагаю, что запись о смерти Забелло сделана со слов лица, не имеющего отношения к казачеству, и владеющего устаревшей информацией о военной карьере Доминика Забелло.
Исследуя обе метрические записи о смертях Забелло и Туловского, привлекает обращение - «Его Благородие». Предполагаю, что запись сделана со слов лица, являвшегося подчиненным, либо состоявшим в низшей должности, как по отношению к есаулу Забелло, так и по отношению к поручику Туловскому. Это обстоятельство приводит к мысли, что даты смерти перепутаны человеком, которому, возможно была адресована чья-то просьба заказать панихиду или же этому лицу стало известно о смерти Забелло и Туловского от третьих лиц на фоне общих разговоров о трагедии возвращения войск с низовьев Амура, и человек обратился к священнику, чтоб тот отслужил панихиду по умершим Забелло и Туловскому.
Также полагаю, что проситель или заказчик панихиды мог по вполне объективным причинам отсутствовать на этой панихиде и не присутствовать при внесении записей в метрическую книгу – болен, умер, убыл на военные сборы и т.п., а исполнитель – священник, выполнил эту просьбу, но перепутал хронологию дат смертей Забелло и Туловского и указал их возраст приблизительно.
Обратившись к тем же метрическим записям о датах смерти, видим, что дата смерти Туловского указана, как 7 августа 1856 г., погребение 8 августа 1856 г. Дата смерти Забелло 15 августа 1856 г., дата погребения – 17 августа 1856 г. Полагаю, что даты погребения определены произвольно, но в соответствии с церковными канонами, ставшими общеприменяемыми, определяющими предание земле тела усопшего не позднее третьих суток со дня смерти. Следовательно, человек, по чьей просьбе вносилась запись в метрическую книгу, или человек, самостоятельно принявший решение о внесении такой записи (священник), не знал, что тело умершего Туловского несколько дней не предавалось земле в силу обстоятельств, описанных у Иванова Р.Н. и Любарского И.В. (см.часть вторую статьи «Кто ты, Доминик Забелло?...» - «Есаул Забелло и поручик Туловский»).
Синтезировав проанализированную информацию, приняла дату 27 июля 1856 г. за дату выступления первого сводного отряда Сеславина (по Васильеву А.П.), в составе которого следовали казаки пешего полубатальона вместе с есаулами Забелло и Пузино. В этом случае 14-й день от выступления казаков из Мариинского поста (по Иванову Р.Н.) приходится на даты 8-9 августа 1856 г., которые являются наиболее вероятными датами прибытия 2-ой роты пешего казачьего полубатальона на Сунгарийский пост, в составе которой был есаул Забелло, внезапно заболевший тифом, скончавшийся и похороненный на острове в устьях Сунгари, получившем название – остров Забеловский (см.часть вторую статьи «Кто ты, Доминик Забелло?...» - «Есаул Забелло и поручик Туловский»).
«…Третий отряд выступил из Мариинского поста 27 июля в составе двух рот 14-го линейного батальона и полуроты 13-го батальона, всего 370 нижних чинов и 9 офицеров под командованием командира 13-го линейного батальона полковника Облеухова. Этот отряд достиг Сунгарийского поста, запасся провиантом на 11 суток достиг Хинганского поста 6 сентября, а 22 сентября прибыл в Усть-Зейский пост…» [Васильев А.П. Исторический очерк. Том III и приложение к нему. Забайкальские казаки. С. 84].
Если принять дату 27 июля 1856 г. (по Васильеву А.П.) за дату выступления третьего отряда под начальством Языкова, что представляется наиболее вероятным, то выступление первых двух отрядов, в одном из которых находился есаул Забелло, происходило с непродолжительным разрывом в период с 20 по 27 июля 1856 г.
Как выше указано в источниках, экспедиция по распределению провианта на казачьих постах под командованием Буссе прибыла в Мариинский пост 19 июля 1856 г. Требовалось до наступления заморозков поднять по Амуру войска, исполняя приказ Муравьева Н.Н. Задерживаться в Мариинском посту при условии нехватки там провианта и мест для размещения войск было неразумным. Предположив, что для подготовки отряда Сеславина, идущего первым, потребовалось не менее двух дней, предполагаю дату 22 июля 1856 г. датой выступления отряда Сеславина из Мариинского поста. Исходя из информации Иванова Р.Н. о периоде прохождения от Мариинского поста до Сунгарийского поста – 14 дней, применяю этот же период для прохождения отрядом Сеславина от Мариинского до Сунгарийского поста, так как условия были одни и те же для всех – против течения, порой лодки тянули бичевой. Дата прибытия отряда Сеславина на Сунгарийский пост в этом случае 4-5 августа 1856 г. В том случае, если отряд Сеславина выступил позже 22 июля 1856 г., но не позже 26 июля 1856 г., дата прибытия этого отряда смещается на период с 5 по 8 августа 1856 г.
Исходя из вышеприведенного анализа, полагаю, что даты смерти Туловского и Забелло перепутаны при производстве записи в метрическую книгу. Дата смерти поручика Карла Туловского, вероятнее всего, 15 августа 1856 г. Дата смерти есаула Доминика Евстафьевича Забелло, 03.08.1813 г.р., вероятнее всего 7 августа 1856 г., и его возраст на дату смерти – 43 полных года.
Надеюсь, что представленная информация окажется полезной для определённого круга людей, увлекающихся историей. На роль знатока не претендую, но доказательство является доказательством до тех пор, пока не представлено опровержение.
Просьба ссылаться на автора при перепечатывании или использовании информации из данной статьи.
Выражаю благодарность Михаилу Викторовичу Шестакову – участнику, главному модератору и хранителю информации сайта «Предыстория», участникам сайта: Вере Николаевне Ёлгиной, Павлу Александровичу Кузнецову, Эдуарду Тихонову, Игорю Пешкову, Ирине Ракитных – за объективную и достоверную информацию, которой делитесь на страницах сайта и личными сообщениями, за ориентирование на необходимые ресурсы вне рамок сайта.
Очень благодарна руководителю и членам регионального отделения Русского Географического Общества Еврейской автономной области – участникам проекта о первых казачьих постах Тамаре Александровне Рубцовой, Константину Лощилову, Николаю Маркову, Анне Зубаревой, Ольге Смольниковой, Сергею и Анне Сапоговым, Валерию Константиновичу Федотову, за оказание дружеской поддержки.
С уважением, Е.Кривошеева.
© Copyright: Елена Кривошеева, 2022
Свидетельство о публикации №222100200886