Найти тему
Kettik.kz

Путешествия Николая Рериха

Идея написать о картинах Туркестанской серии Василия Верещагина пришла мне в голову, когда я рассматривал эти картины воочию в Третьяковке. А после этой заметки, я вспомнил, что к нам в Кастеевский музей привозили выставку работ Николая Рериха. И помню какой был ажиотаж, очередь за билетами, восторженные люди в залах.

Картины действительно очень интересные. Сюжетами картин являлись в основном горы, хотя была и древняя история, мифология, религия, мистика. Все это произвело на меня-подростка большое впечатление. Но уже много позже я узнал о его учении и о движении Рерихов и понял истинную причину того ажиотажа. Смотреть приходили не на искусство, а больше просто созерцать "святыни" начертанные рукой гуру.

Николай Рерих для меня — художник и путешественник, и я не очень хочу углубляться в эту эзотерическо-мистическую муть, которой он увлекался и часто рисовал. Поэтому для нашего повествования выберем более-менее реальные картины реальных мест и событий.

Первую славу ему принесли картины на славянско-историческую тему. Самая знаменитая из которых наверное "Заморские гости". На ней изображены ладьи варягов, якобы приглашенных править на Русь.

Заморские гости
Заморские гости

Про старославянскую жизнь у Рериха целая серия картин. Приведу еще пару.

Ладьи
Ладьи

Или вот еще древняя вариация на тему бурлаков. "Волок"

Волок
Волок

Но были и более документальные картины о русской старине.

"Древний Псков".

Древний Псков
Древний Псков

Картины о древнем Пскове — это эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка". Можно сравнить то, как представлял себе Псков художник с тем, как Псков выглядит сейчас. Местами он не очень изменился

Псковитянка
Псковитянка

Сам Рерих писал:

"Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать."

Горы Николай Константинович рисовал очень оригинально — без особой прорисовки, но при этом очень чувственно и красиво. Хотя возможно, что некоторые картины здесь кисти не Николая Константиновича, а Святослава Николаевича Рериха — сына художника.

Вот, например кавказский "Эльбрус"

Эльбрус
Эльбрус

Иногда не удерживаясь и вплетая в свои рисунки некоторый сюрреализм и символизм. Например вот так:

-7

Или так. "Великий дух Гималаев"

Великий дух Гималаев
Великий дух Гималаев

Но самым интересными и красивыми наверное являются картины написанные во время экспедиции по Гималаям. Считается, что по уникальности маршрута и собранным материалам она по праву занимает особое место среди крупнейших экспедиций XX века.

В 1923-м году Николай Рерих со своими компаньонами прибыл на остров Цейлон из США. Маршрут экспедиции пролегал через всю Индию, Синьцзян, Алтай, Сибирь и обратно через Монголию и Тибет.

Картины конечно расставлены здесь не в порядке продвижения экспедиции, а как получилось, но начнем с начала. "Аравийское море". То же море мы все видели в Гоа.

Аравийское море
Аравийское море

По дороге был еще индийский штат Гуджарат, где Рерих изобразил Священную гору Гирнар, высота которой всего 945 метров. Но в этом штате — это самая высокая точка.

Священная гора Гирнар
Священная гора Гирнар

Но первая большая остановка экспедиции была в Сиккиме. Это штат на северо-востоке Индии в Гималаях на границе с Непалом и Бутаном, в настоящее время имеющий самую маленькую плотность населения. Наверняка он и тогда был малонаселенным. И как весь север Индии, этот штат в основном буддийский, а не индуистский или мусульманский.

В принципе изучение буддийских учений и святынь и было целью остановки в Сиккиме. "Этюд с образом Майтреи, высеченным на скале"

Этюд с образом Майтреи, высеченным на скале
Этюд с образом Майтреи, высеченным на скале

"Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая."

Гималаи
Гималаи

Хотя на самом деле Канченджау — это целый хребет, тянущийся вдоль границы Индии и Непала.

Дэвита
Дэвита

Далее экспедиция направилась на северо-запад в Пенджаб и Кашмир.

Гора пяти сокровищ. Два мира
Гора пяти сокровищ. Два мира
Гепанг Лахул
Гепанг Лахул

Особенно интересно в картинах Рериха смотреть на краски.

Канченджанга
Канченджанга
Нанда Дэви
Нанда Дэви
Гималаи
Гималаи

После Сиккима экспедиция вдоль хребта Канченджау направилась в Кашмир и Пенджаб.

Канченджанга
Канченджанга

"Северный Пенджаб дает массу исторического материала, как по древнейшей эпохе Индии, в Харапа, на севере Лахора, также и по индийскому средневековью от восьмого века нашей эры… Также насыщены древностью и области Кашмира."

Места такие же гористые. Те же Гималаи.

Лахул
Лахул

Но тут множество буддийских монастырей. И архитектура похожа на тибетскую.

Гундла
Гундла

Некоторые постройки впечатляют своими размерами и величественностью.

Замок в Ладакхе
Замок в Ладакхе

Некоторые деревни ютятся на склонах.

Ладакх
Ладакх

Есть монастыри прямо вырубленные в скалах.

Коксар
Коксар

Вот еще две интересные картины. Горная деревня на фоне гор.

На Кайлас. Лахул
На Кайлас. Лахул

Горная деревня на фоне долины.

Лахул. Карданг
Лахул. Карданг

В горах встречаются наскальные рисунки. Совсем древние — неолитические.

Камни Ладакха
Камни Ладакха

И поновее — буддийские.

Путь на Кайлас
Путь на Кайлас

По пути продвижения в горы создавались различные пейзажи.

Гималаи
Гималаи
Вид на Канченджангу с Турпиндара
Вид на Канченджангу с Турпиндара
Канченджанга
Канченджанга
Гималаи
Гималаи

Но горные пейзажи бывают разные. Особенно в такой большой горной стране, как Гималаи.

Межгорные равнины.

Догра Юмцо
Догра Юмцо

Широкие ущелья.

Река Чандра
Река Чандра

Предгорья.

Священная Тангла
Священная Тангла

Безжизненные скалы.

Форт Бхарагарх
Форт Бхарагарх

И даже болота в центре горной страны.

Болота Цайдама
Болота Цайдама

"Вся область Гималаев представляет исключительное поле для научных исследований. Нигде в мире не могут быть собраны воедино такие разнообразные условия. Высочайшие вершины до 30 000 футов, озера на 15—16 000 футах; глубокие долины с гейзерами и прочими минеральными горячими и холодными источниками; самая неожиданная растительность — все это служит залогом новых научных нахождений чрезвычайной важности. Если иметь возможность сопоставить научно условия Гималаев с нагорьями других частей света, то какие поучительные аналогии и антитезы могут возникнуть! Гималаи — это место для искреннего ученого."

Озеро Нагов
Озеро Нагов

По пути из Кашмира на север экспедиции пришлось преодолеть несколько перевалов — Кардонг, Караул-даван, Сассер, Депсанг, Каракорум, Сугет и Санджу.

Перевал Сугет
Перевал Сугет
Гора Шатровая
Гора Шатровая
Гуру Гури Дхар
Гуру Гури Дхар

На Тибете интерес вызывают даже не сами горы, а именно вплетение архитектуры в эти горы. Монастыри и замки на скалах.

Твердыня Тибета Басго
Твердыня Тибета Басго
Твердыня духа
Твердыня духа
Тибет
Тибет
Тибет
Тибет

Хотя обычные для Тибета деревни тоже по своему интересны.

Карданг
Карданг
Шекар Дзонг
Шекар Дзонг

"Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы."

Тибетские озера
Тибетские озера
Священные Гималаи
Священные Гималаи

И конечно жемчужина Гималаев — высочайшая вершина мира — Джомолунгма.

Эверест
Эверест

Основной, конечно, целью экспедиции были не горы, а буддийские памятники

Волны тумана
Волны тумана
Ченрези
Ченрези

Из Гималаев путешественники направились в Синцзянь, а оттуда в Монголию.

Помни, Из серии "Его страна"
Помни, Из серии "Его страна"

Монголия — тоже буддийская страна.

Батухалка - столица Внутренней Монголии
Батухалка - столица Внутренней Монголии
Цаган Куре
Цаган Куре

Хотя тут встречаются и языческие памятники

Держатель чаши
Держатель чаши

Так же где-то здесь художник увидел и наших кочевников. "Каракиргизы". Но судя по всему — это кладбище.

Каракиргизы
Каракиргизы

Далее экспедиция отправилась на российский Алтай, так же населенный в основном буддистами. Но еще и староверами.

Эта картина является декорацией к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". Но очень похоже на Алтай. "Избушка в горах"

Избушка в горах
Избушка в горах

Заезд Рериха в Москву, который почему-то всегда описывается, как часть Центрально-Азиатской экспедиции по-моему не интересен, а поэтому на этом всё…

Кому интересно подробнее, то можно почитать путевой дневник экспедиции "Алтай-Гималаи", а так же книгу Николая Рериха "Сердце Азии"