Лето самая прекрасная пора, особенно в деревне. Каждое лето родители отправляли Валюшу к бабушке с дедушкой. Так было всегда, с самого детства. Папа уезжая в отпуск, привозил дочь к своим родителям, потом, оставляя на всё лето уезжал на работу в город, а маленькая Валюшка оставалась с любимыми стариками. Когда она была младше, то плакала навзрыд и неслась за папой. Бабушка неслась следом за внучкой, за бабушкой быстро семенил дедушка. Папа поворачивался и махал дочке рукой говоря при этом:
- Валюша, я скоро за тобой приеду - и повернувшись уходил. Через несколько шагов оборачивался опять.
- Иди, иди уже! Что ты всё вертисся? Она так скорее успокоится.- ругалась на папу бабушка, сама же вытирала украдкой слёзы, провожая своего среднего из трёх сыновей в город. Когда отец скрывался с глаз, Валюшка тут же переставала рыдать и тянула бабушку за руку:
- Ба, пойдём клубничку собирать, ну пойдём.
Бабушка улыбалась, гладила по голове свою внучку и хитро подмигнув деду, они направлялись в сад, где на грядках росла ароматная ягода.
Здесь же у Валюшки появилась подруга Людочка, девочки были одного возраста и быстро сдружились. Как-то подружки гуляли возле двора Валюшки и разглядывали ромашки, они росли повсюду, срывая цветок, девочки тут же усаживались прямо здесь в зелёную траву и принимались обрывать белые лепесточки один за одним:
- Любит, не любит, любит, не любит.
Гадать им было ещё не на кого, поэтому гадали на всех родственников по очереди. В этот раз Валюшка гадала на маму. Отрывая последний лепесток, она радостно кричала:
- Любит, любит- и прыгала на месте. Мама у Валюши работала в городе и редко приезжала в деревню к родителям мужа. Наконец от ромашки оставалась только жёлтая середина.
- Люда, хочешь я коров выгоню?- спросила у подруги Валюшка.
- Как это? - удивилась девочка.
- Тут на цветочке живёт пастух и если говорить волшебные слова, на середину побегут коровы- объяснила Валюшка.
- Не правда- надула губы Люда.
- Правда, меня мама научила. Смотри. Пастух, пастух выгони коров! - несколько раз повторяла Валюша, но ничего не происходило.
- Обманула -сказала Людочка вглядываясь в жёлтую сердцевину ромашки.
- Не торопи, смотри дальше. Пастух, пастух выгони коров. - продолжала упрямо повторять Валюшка. И тут по цветочку, в самой середине начали появлятся маленькие, чёрные и длинные букашки. Они торопливо бежали по жёлтому кружочку и было похоже на луг на котором паслись эти "коровы".
- То- то же! Моя мама никогда не обманывает! - гордо сказала Валюшка удивлённой подруге и зашвырнула остатки цветка в лопухи. Дальше, внимание девочек переключилось на заросли репейника, над ними жужжа и сбивая друг друга, летали пчелы собирая сладкий нектар. Подойдя к одной такой пчеле, сидящей на репейнике, Валюшка сказала:
- Смотри какая большая муха.
- Это не муха - с сомнением покачала головой Люда и отошла подальше, ей то деревенской было известно, что это была пчела, которая могла больно ужалить.
- Муха.- топнула ногой Валюшка.- хочешь я её поймаю?
- Лучше не надо. - испуганно сказала Люда. Но Валюшка не послушала подругу и ткнула пальцем в полосатое насекомое. Палец тут же что-то укололо и разлилась сильная боль, Валюшка заорала во весь голос тряся ужаленной рукой, Людочка закрыла уши руками. Тут же прибежала с огорода бабушка, вытирая руки о передник.
- Что тут у вас? Чаво крик подняла? - спросила она схватила руку внучки и близко поднесла её к своим глазам.
- Валюша пчелу ловила и она её укусила - объяснила Людочка. Плач Вали не прекращался, а нарастал с удвоенной силой.
- Батюшки, да кто ж тебе сказал пчёл трогать- приговаривала бабушка уводя плачущую внучку в дом.- Пошли жало вытаскивать! - после этих страшных слов, Валюшка зарвела ещё громче. Когда дед ворча вытащил иголочкой чёрное, маленькое жало из пальчика внучки, боль немного утихла, но палец покраснел. Завязали его белым бинтиком и успокоились, Валюшка с гордостью показывала всем палец и говорила:
- Вот, муха кусачая попалась.
Самое любимое в деревне у Валюшки была живность. Бабушка с дедушкой держали рыжую корову Красотку с белым пятном на лбу, её подросшую дочку Милку и сына этой Милки- бычка Мишку. Ещё по двору бегали куры во главе с цветным петухом Петей и с озера приходила стая гусей, которых Валюшка не любила вовсе. Взрослые гуси всегда шипели и вытягивали шеи, так и наровя ущипнуть девочку за пятку. Поэтому она обходила их стороной. Тут же была и индюшка с маленькими индюшатами, маму индюшку бабушка привязывала недалеко от дома за ножку, а верёвочку за веточку душистой полыни, чтобы она далеко не уводила своих деток. Индюшата были смешные, горбатые, с головами на длинной шее покрытой пушком. Валюшка любила ловить малышей и целовать в эти пушистые головы. Но бабушка всегда говорила чтобы она не тискала птицу, можно же затискать до смерти. Валюша этого боялась и сразу же отпускала индюшонка на травку и он радостный бежал к своим братьям и сёстрам, сейчас же они принимались ловить кузнечиков прятавшихся в траве. Мама- индюшка зорко смотрела сначало одним глазом в синее небо, затем другим, охраняя своих детей от хищных птиц-коршунов. Которые как рассказывала бабушка, пролетая над деревней часто утаскивали в когтях маленьких цыплят или других птенцов себе на обед или ужин. Когда индюшка издавала тревожные звуки, индюшата тут же прятались в заросли лопухов и там замирали, тоже подражая маме пытались разглядеть в небе обидчика. Так же поступала и наседка во дворе, пряча своих жёлтых и чёрных цыплят у себя под крылом.
Наступил вечер, жара спала и бабушка присела на порожек, немного отдохнуть от дневных дел. Дед в саду отбивал косу на завтра. Было слышно как он стучит молотком, от этого раздавался звон.
- Ба, пойдём за Красоткой под стадо? - спросила Валюшка бабулю.
- Да зачем ходить? Она сама чай ходит, всегда домой идёт. Это люди под стадо ходят не коров встречать, а больше бабы собираются побалакать там, новости рассказать, сплетню какую послушать - говорила бабушка почёсывая свою ногу.
- Ну пойдём, сплетню слушать - уговаривала внучка бабулю.
- Ох...уморилася я ходить под гору, давай завтря сходим, и на дойку обедешную пойдёшь со мной? - спросила бабушка Валюшку.
- Пойду, пойду - радостно захлопала в ладоши Валюшка. Вот и чья-то первая корова тяжело вышла на выгон и остановилась пошипать вечернюю травку. Она всегда выходила первой, за ней уже шли на небольшом расстоянии ещё несколько и так же останавливаясь, принимались за травку. Стали слышны голоса хозяек которые громко кликали своих кормилиц.
- Зорька, Зорька
- Роза, Роза, что ты встала там иди домой - раздавались женские голоса зазывавшие коров. Но те, не спешили на зов, а предпочитали отдохнуть от дневного зноя в вечернем зареве, отвечая своим хозяйкам, протяжным: - Му-у-у! -" Слышу я слышу, дюже травка тут у дома вкусная, дай дощипать". Некоторые люди выходили за своей коровой с куском хлеба, щедро посыпанным солью, идёт такая хозяйка или хозяин, руку назад протягивает, а корова следом и лижет хлеб и руку, пуская длинные слюни по земле, но не отстаёт до самого дома. Валюшка выглядывает из-за плетня Красотку, да вот же она. Идёт не спеша, в темноте видно белое пятно на лбу. Тут же направилась в заросли лопухов возле дома и стала шумно дыша, срывать один лист за другим своим длинным языком и вкусно хрустеть зелёными листьями.
- Обожди, пусть поесть- улыбнулась бабушка, и облокотилась на длинную деревянную палку.
- Егоровна, внучка-то какая большая у тебя, а старший с младшим не приедуть? - крикнула женщина бабушке.
- Приветствую Степановна! Да как не приедуть, отпуск уж скоро, ждём вот.- ответила улыбаясь бабушка.
- Ну хватя, хватя! Пошли, не наелась за день? - беззлобно заворчала на Красотку бабушка и подойдя к ней сбоку, положила руку ей на спину. Корова вздохнула и пошла во двор, задевая толстыми боками калитку. Валя любила Красотку, но её размеры пугали девочку, когда корова заходила во двор, девочка стояла в доме на пороге и смотрела на неё сверху. Красотка, тяжело топая копытами и поднимая клубы пыли, останавливалась напротив Валюши и тянула воздух большими, блестящими, розовыми ноздрями. Тогда Валюша несмело спускалась вниз и протягивала ей корочку хлеба.
- Здравствуй Красуня! Угощайся!
Она вытягивала шею и языком цепляла хлеб из рук девочки не забывая оставить на её ладони мокрые следы. Затем томно моргала карими глазами с большими, белёсами ресницами, наверное так благодарила Валюшку за угощение и шла в коровник, где дед надевал ей на шею железную цепь, а в яслях под самым носом её ждал целый ворох больших, зелёных лопухов, любовно приготовленных сегодня к вечеру бабушкой и внучкой. Солнце совсем село и трава постепенно покрылась росой. В курятнике тихо "переговариваясь" засыпали куры на насесте, внизу в уголочке, растопырив крылья и подпихнув птенцов под себя, засыпала наседка, только было слышно тихое попискивание цыплят. В коровнике гремела ведром бабушка надоив вкусного, парного молока, она тут же налила кружку внучке. Молоко было тёплое и пахло травами, что ела Красотка. Валюшка сначало поморщилась, но бабушка сказала:
- Не станешь пить, обидется на тебя Красуня наша. Пей скорее, потом подойди и кружечку ей покажи пустую.- наставляла бабушка внучку. Валюша очень не хотела обидеть коровку и она тут же пыхтя, выпивала молоко до последней капли и бежала к Красотке.
- Вот, я все выпила. Видишь, ничего нет. Спасибо Красоточка.- и девочка нежно погладила морду коровы. Такую, привязанную Валюша её не боялась. Процедив молоко в трёхлитровые банки через марлю, бабушка отнесла их на погребку, и поставила в ведро с холодной водой до завтра.
На ужин была жареная золотистая картошка с жарёнками, которые так любила Валюшка. В большом блюде была окрошка из домашнего, белого кваса. И большие куски испеченного в печи свойского хлеба( и когда только бабушка все успевает). Дедушка надел очки в чёрной оправе и оторвал лист маленького, толстого, настенного календаря. Это был его вечерний ритуал.
- Вот и ещё один день прожили - так всегда говорил он и принимался читать на обороте листочка. Бабушка убирала посуду после ужина, мыла блюда.
- Иди кось внучка, воды я согрела, ноги мыть. Чёрные все, как с такими на постЕлю полезешь- говорила Валюшке бабуля, наливая в алюминиевый тазик тёплую воду. Валюшка вставала в таз грязными ногами и видела, как вода становилась сначала коричневой, а потом после использования душистого детского мыла, мутной. Ополоснув ноги и насухо вытерев их чистой тряпочкой, она целовала бабушку с дедом в щёки и бежала прыгать на мягкую, как пух перину, плюхаясь, она тут же утопала в ней. Дедушка кряхтя лез на печку, бабуля ложилась на скрипучий диван. Ещё две кровати с взбитыми до потолка перинами и красиво стоящими на ней подушками покрытые кружевными накидками, стояли не тронутыми и ждали своих хозяев, сыновей Егоровны и Прокофьича. Потом, бабушка начинала тихо молиться:
- Отче наш, иежи еси на небесех...
Валюшка слушала и шевеля губами повторяла молитву за бабушкой. Когда бабушка в конце начинала говорить:
- Господи, спаси и сохрани моих деточек, моих сыночков, моих внучек( называя каждого по имени) Валюша закрывала глаза и засыпала. Скоро уже деревня спала, только где-то далеко лаяли беспокойно собаки, перекликаясь друг с другом или отпугивая какого-то и бдительно охраняя сон своих хозяев. Завтра начнётся новый день...
Продолжение тут ❤