На берегах таёжного Чикоя!
Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала!
60-е годы. В колхозе всегда зарплата доярок напрямую зависела от удоя молока. Немножко, правда, начисляли за телят по уходу за ними, но там был мизер. Бывало, что бедные телятки страдали от жадных, недобросовестных хозяек. Телку до определённого возраста выпаивали пять литров мамкиного молока, оплачивая эти литры доярке. А теперь смотрите, если литр молока поменять на литр воды, то получается неплохой «надой» за месяц, при том, что телят-то пара десятков. Телок, естественно, ничего не скажет, только развивается слабо, да животом мается. Про то, что молоко просто банально разбавляли водой, я вообще молчу. Боролись, конечно, с этим, привязывая жирность молока к зарплате, но «паршивая овца» нет, нет, да заводилась в коллективе.
Бродяга, просеивая комбикорм на муку, чутко прислушивался к звукам извне, дабы не быть пойманном. За монотонным занятием припомнил ему рассказ старого колхозника:
Николай всю свою жизни проработал скотником. И за трудодни работал, и за маленькую зарплату, всяко бывало. Поставили его работать скотником на дойный гурт, тут зарплата была побольше, но и нервы нужны крепкие. С женщинами работать, сами знаете, не сахар. В обязанности скотника так же вменялось доглядывать за стельными коровками. Зимой следить, чтобы новорождённый телок не застудился, то есть вовремя оттащить его в отапливаемый телятник. Так же при необходимости подмочь пеструхе при отёле. Ветврачей по всем фермам не предусматривалось, их всего-то парочка на весь колхоз и была. Ну да крестьяне, привыкшие к обращению с животными, сами справлялись неплохо. Только в экстренных случаях вызывались специалисты.
День-то коровки под присмотром, а вот ночью Николай с напарником попеременно ходили на ферму, если случалась такая необходимость, и доглядывали за роженицами. Ещё нужно пояснить, что самой главной составляющей хорошего удоя был комбикорм, которым потчевали колхозных коровушек строго по норме. Но, как уже писалось ранее, запоры на хранилищах, да и сами хранилища под комбикорм, «будки сколоченные из досок», были чисто символические. Всё держалось «на честном слове».
Так вот, идёт Николай тёмной зимней ночкой проверить очередную стельную коровку. Глядь, а в окнах коровника свет мелькнул. Ну, ё-моё думает Николай, - напарник, видимо, ошибся. Сегодня же очередь-то его, Николая. Подшучу над напарником, испугаю, - решил Николай. Просочился потихоньку в коровник, подкрался на свет и глазам своим не верит. Доярка, «назовём её Екатериной», своих коровушек комбикормом подкармливает, уворованным сверх положенной нормы! Ведь не зря в народе говорят: «У коровки молоко на языке». А-я-яй конфуз, вышел конечно, нешуточный. Екатерину чуть «кандратий» не хватил, когда с победным возгласом: Ага, попалась воровка куриная головка! Из темноты скотник Николай материализовался. Когда первый шок со стороны Екатерины прошёл, она начала увещевать Николая никому не рассказывать о её маленькой тайной хитрости. Дело было даже не в том, что начальство взыщет с неё за перерасход комбикорма. Главное, если узнают товарки по цеху! Вот от куда основная беда исходила! Заклюют! Замордуют! Возможно вплоть до того, что и с работы придётся уйти!
- Пощади! - Екатерина с мольбой смотрела на Николая. - Не дай пропасть! Николай, человек большой души, заверил бедолагу, что будет нем «аки чурка листвяная» и слово сдержал. В награду за его доброту, Екатерина, без какой-либо просьбы со стороны Николая, после особо бурных праздников, иногда угощала его чекушкой, чисто чтобы больную голову поправить. А ещё до конца своей работы скотником на дойном гурте, он получил в лице Екатерины союзника! Теперь-то на пенсии. Встречаемся иногда, вспоминаем трудовую молодость! Дед Николай улыбался, рассказывая бродяге о былых годах. Бродяга, как сейчас видел его лицо в свете керосиновой лампы и спокойные натруженные руки с дымящейся цигаркой.
Зимние сумерки опустились мгновенно. Вроде бы только что было довольно светло, ан нет, уже ни зги не видно. Подсвечивая себе фонариком-зажигалкой бродяга разровнял комбикорм. За ночь мыши, бегая туда-сюда ещё больше сгладят все следы. В итоге скотники ничего не заметят. Прибрав за собой и оставив ношу с мукой в зарослях сухой полыни у дороги, бродяга посетил кормоцех. Где лежит ключ от здания, он знал, поэтому проникнуть на колхозный объект у него труда не составило. Нацедив бутылку бензина из канистры, бродяга прошерстил здание на наличие каких-либо продуктов. Но, увы. Зима, Чикой покрыт толстым льдом, поэтому обедать колхозане предпочитали дома. Главное, что бензин был. С зажигалками и спичками у бродяги был кризис, выручала магнето. А как добыть огонь с его помощью, бродяга Вам уже рассказывал….
Закинув за плечи рюкзак с насеянной мукой и прихватив бутылку с бензином, бродяга канул в морозную тьму. Резкий скрип снега под его обутками нарушал тишину зимнего вечера, заставляя немногочисленных ночных обитателей притихнуть и пропустить сгорбленную под тяжестью ноши фигуру, не спеша бредущую к своей цели.
Продолжение следует, следите за публикациями!
Спасибо, что дочитали рассказ до конца. Поставьте лайк, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Это поможет в развитии нашего канала.
Познакомиться с нашим каналом, а при желании и подписаться на оный Вы можете – ЗДЕСЬ!
Начало похождений бродяги, а также другие интересные истории Вы найдёте на нашем канале, посетив его. Заходите! С НАМИ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!