Художник с такой звучной фамилией родился в селе неподалеку от Одессы в семье лесничего. Начало его обучения связано с Одесским реальным училищем, а продолжение - с Академией художеств. Поначалу там он занимался у профессора Михаила Клодта, а впоследствии у его "товарища" по передвижникам, Архипа Куинджи и у "царя леса" Ивана Шишкина.
Искусствоведы считают, что именно Архип Куинджи оказал наибольшее влияние на Евгения Столицу, который в числе стипендиатов мастерской Куинджи совершил путешествия как по Российской империи, так и по европейским странам - Франции, Германии, Австрии.
В 1899 году согласился с предложением адмирала Степана Макарова принять участие в северной экспедиции на ледоколе "Ермак". Позднее, в своей книге адмирал так напишет о художнике:
Он так пристрастился к полярной природе, что целые дни проводил на торосах, и мы часто впоследствии побаивались, чтобы какой-нибудь любопытный белый медведь не побеспокоил его своим неожиданным появлением в то время, когда он, увлекаясь, писал природу, среди которой они живут.
Вернувшись домой, по привезенным этюдам и наброскам, Столица напишет серию картин, посвященных природе Арктики.
Судьба еще раз столкнет его с адмиралом, теперь уже в последний раз: с самого начала Русско-японской войны в 1904 году Столица находился в Порт-Артуре, при штабе флота. Там же он начал "Портрет адмирала С.О. Макарова и художника В.В. Верещагина", где они были изображены в каюте броненосца "Петропавловск", того самого, который подорвавшись на мине, стал могилой прославленного адмирала и не менее известного баталиста. Картина так и не была закончена художником, хотя в целом, этого и не скажешь, глядя на репродукцию:
По ходатайству таких заслуженных мастеров как Илья Репин и Архип Куинджи совет Академии художеств присваивает в 1909 году художнику звание академика, популярность его растет, он участвует в выставках не только на территории России, но и в нескольких международных (Льеж - бронзовая медаль, Мюнхен - золотая), причем некоторые из его работ с тех пор так и хранятся в европейских музеях.
Однако в 1916 году он закрывает свою мастерскую в Петербурге и возвращается в Ананьев (впоследствии там откроют музей художника) - небольшой городок в Херсонской губернии, где проживала его семья, и где сам он создал многие из своих деревенских да и не только картин. После этого отъезда многие из его работ, оставшиеся в столице, были утеряны.
В 1922 году Столица возвращается в новую столицу (небольшой каламбур) новой страны, где будет два года работать хранителем музея Троице-Сергиевой лавры и заниматься в том числе реставрацией икон. Окончательно поселившись в Москве, он в том же году присоединяется к Ассоциации художников революционной России и участвует в ее выставках в разных городах страны.
До самой своей смерти в 1929 году в возрасте 59 лет, работал над созданием картин в самых разных жанрах, но наибольшую популярность приобрел как пейзажист. Друг Ильи Репина (и сосед по финской даче) Корней Чуковский так писал о Евгении Столице:
Это, пожалуй, самый русский, самый национальный наш художник. Даже однообразие красок, даже чувство скуки, которое навевают его работы — все это наше родное, все это есть у него, потому что есть и у нас. Но есть у него и наша элегичность, и наш лиризм и наша искренность.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.