Найти тему
arttrepet

Интервью с Саяном Байгалиевым

«Белое на ужин»,2022, холст/масло, 110*170
«Белое на ужин»,2022, холст/масло, 110*170

Ну, давай начнём.

В интервью «Джексону» ты говорил, что рисуешь столько, сколько помнишь. А как ты думаешь, что в твоём детстве могло повлиять на то, чтобы кисть стала продолжением твоей руки?

Я в детстве всегда что-то лепил, так как у меня был пластилин, а рисование было больше способом показать, что я собираюсь делать. Лепил я всегда маленькие комнатки, а в них стол, стулья и разные предметы на столе. Все поменялось в тот момент, когда я впервые попробовал писать маслом. Мой мир перевернулся, и я стал работать не с объектами в пространстве, а с пространством внутри холста. Но сколько бы я не работал каждый день маслом, пытаясь отточить свое мастерство, когда я работаю с холстом все равно я чувствую себя как в первый раз.

Одно я знаю точно - если не работать каждый день, ничего вообще не получится. Возможно есть мастера, достигшие уже такого уровня, что стали свободны от ежедневного труда, но я учусь и работаю уже больше 17 лет, и знаю, что только ежедневные усилия дают результат.

«Казахская ваза», 2022, 25*25
«Казахская ваза», 2022, 25*25

Касаемо пространств, ты говоришь, что твой мир перевернулся и ты стал работать с пространством внутри холста, и в одном из постов в Инстаграме задаёшь вопрос аудитории: «а вы замечали грань между реальностью и картиной?». А ты замечаешь эту грань? И в чем она состоит?

Мой мир перевернулся, когда мне было 15 - я впервые взял в руки масло. Я понял, что это мой материал, он очень пластичен и разнообразен. Я влюбился.

Сейчас я работаю с ним уже 11 лет. И теперь моя задача в поиске баланса между реальностью и картиной. То есть, где провести черту между пространством внутри холста и масляными объектами снаружи, как не вытащить из холста вообще все, не оставив там ничего.

Так как я живу в том же месте, где и работаю, то я часто «вижу» окружающие меня предметы как бы уже написанными. В какой-то мере я просто переношу то, что увидел в окружающем меня пространстве в свои работы.

Я заметил, что ты часто пишешь какие-то бытовые моменты жизни, почему именно этот мотив? Он что-то значит для тебя?

Все сцены и натюрморты в моих работах мимолетны. Положение вещей на кухне всегда непостоянно. Стол никогда не бывает накрыт одинаково, он подвижен как и остальные предметы в квартире. Мне лишь нужно уследить за перемещением этих предметов и изобразить их в картине.

Я с детства кочую, переезжая с места на место. Пространство быта все время менялось вокруг меня, и писать быт для меня стало возможностью зафиксировать его в его постоянном изменении.

Возможно, быт которого в какой-то момент я был лишён, стал для меня чем-то сакральным.

В этом году ты закончил МГАХИ им. В. И. Сурикова. Что скажешь про студенческие годы? Каким бы цветом их описал?

Если честно, я был плохим студентом.

Я часто пропускал занятия, тем более лекции. Любил работать в мастерской в одиночестве.

Несмотря ни на что, я благодарен своим педагогам - тем, что вошли в положение и позволяли работать мне так, как я мог.

Но когда я, все таки, приходил в институт, я выкладывался на 200%. Я знаю, что не смог бы учиться как правильно и прилежно все выполнять. Но даже те редкие моменты контакта с педагогами дали мне очень много информации для роста. И я благодарен им. Особенно большим толчком для меня стало начало учебы в мастерской современного искусства Айдан Салаховой и Сергея Оссовского.

Цвет у учебы сюзюлевый, если вы понимаете о чем я. (Это очень сопливый цвет, как у фузы, когда все цвета перемешались на палитре). Есть такой этап в обучении, когда ты постоянно все переписываешь, сражаешься с материалом и наконец понимаешь, что лучше всего было в самом начале.

«Разговор о фиолетовом» , 2020, холст/масло, 90*230
«Разговор о фиолетовом» , 2020, холст/масло, 90*230

Важно ли классическое образование для художника или можно творить независимо от этой школы?

Для художника не обязательно классическое образование, для художника важно быть честным с самим собой и перед своим исскуством. Для меня очень важно было получить образование. И я сделал столько, сколько смог в этом направлении.

Искусство может быть коммерческим? Или при таком условии оно уже получается не подлинным?

В какой-то мере искусство всегда было коммерческим, ведь для того, чтобы что-то создать нужны деньги.

И чем крупнее картина или проект, тем важнее финансирование. Главное, насколько ты сам чист перед своим искусством, ради чего ты все это делаешь? Сможешь ли ты жить без него? Все равно, когда ты творишь, то больше вкладываешь, чем зарабатываешь. Время покажет и расставит по местам, кто ради чего работал.