«Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава…», – одна из самых известных цитат Льва Николаевича Гумилёва.
1 октября 1912 года в Санкт-Петербурге в семье двух знаменитостей – поэтессы Анны Ахматовой и поэта, переводчика, путешественника и исследователя Африки Николая Гумилева родился сын, которого назвали Львом. Первые годы своей жизни Лев Николаевич прожил в дворянском имении Гумилевых на попечении няни и бабушки. В революционном 1917 году из-за угрозы крестьянского погрома бабушка вместе с внуком переехала в Петроград. В 1918 году Анна Ахматова и Николай Гумилев развелись. Лев остался жить вместе с новой семьёй отца. В августе 1921 года Николай Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре, осуждён и расстрелян.
Ещё в 1919 году Гумилёвы переехали из Петрограда в город Бежецк Тверской области, где прошли школьные годы будущего ученого. В 1930 году после окончания школы Лев Гумилёв переезжает к матери в Ленинград. Из-за дворянского происхождения ему не удается поступить в педагогический институт. В 1931 году Гумилёв, окончив курсы коллекторов геологических экспедиций, отправляется в свою первую экспедицию в Иркутск. Всего по подсчетам исследователей, с 1931 по 1967 года Лев Николаевич участвовал в 21-й научной геологической, археологической и этнографической экспедициях. В 1932 году он побывал в Таджикистане, где в общении с дехканами выучил таджикский язык и всерьез заинтересовался историей Центральной Азии.
В 1934 году Лев Гумилёв поступает на исторический факультет Ленинградского университета. Сферой интересов студента становится культура и история кочевых народов, их взаимоотношения с миром Древней Руси. Его взгляды становятся близки концепциям «евразийства» – идейно-мировоззренческого течения в среде белой эмиграции 1920-1930-х, утверждавшего, что Россия-Евразия является самобытной цивилизацией, объединившей в себе культуру Запада и Востока, но не являющейся ни тем, ни другим. Евразийцы в своих теоретических построениях особое место отводили кочевым народам, в которых они видели не просто своеобразную культуру, но целую цивилизацию, внёсшую свой вклад в общую эволюцию человечества. Эти идеи напрямую противопоставлялись европоцентризму, и не согласовывались с историческим материализмом и марксистской теорией формаций. Такие взгляды казались опасными, на Гумилёва пишут доносы.
Все эти годы молодому Льву Гумилёву приходилось нуждаться, страна переживала не лёгкие времена. К тому же, как член семьи репрессированного контрреволюционера он и его мать, Анна Ахматова находились под постоянным контролем НКВД. Клеймо "классово враждебного элемента" сопровождало Льва в школьные и университетские годы. К тому же, язвительный и своенравный Гумилев зачастую сам напрашивался на неприятности, высказывая свои взгляды, далекие от одобряемых начальством.
Его четырежды арестовывали, дважды отчисляли из университета за высказывание взглядов, идущих вразрез с советским официозом. В марте 1938 года после третьего ареста, Гумилёв был осужден на 5 лет лагерей по обвинению в создании «антисоветской молодежной организации». Отбывал срок в Норильске до марта 1943 года. После освобождения работал в геологоразведочной экспедиции на Таймыре.
В октябре 1944 года после нескольких прошений об отправке на фронт, был призван в ряды Красной Армии. Целью было снятие судимости, с последующим восстановлением на историческом факультете и продолжением научной деятельности. В рядах зенитного полка Лев Николаевич сражался в Германии, штурмовал Берлин. Был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Демобилизовался в конце 1945 года.
33-летний Лев Гумилёв восстановился на историческом факультете Ленинградского госуниверситета и за несколько месяцев сдал экстерном 10 экзаменов за два курса. Защитив диплом, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию, но кандидатскую степень так и не получил.
В 1949 году был арестован и осужден повторно за «антисоветскую деятельность», причем формулировки обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года. Наказание ученый отбывал в Казахстане и Сибири, где сильно подорвал своё здоровье. Получив должность лагерного библиотекаря, имел возможность заниматься наукой – писал книгу об истории кочевого народа хунну.
Л.Н. Гумилёв был освобожден за отсутствием состава преступления в 1956 году. Вернувшись в Ленинград, утроился на работу библиотекарем в Эрмитаж. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»). В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»), однако в присуждении этой степени ему было отказано. До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете. Вплоть до своей кончины в 1992 году Л.Н. Гумилёв занимался научной работой, писал статьи и книги, давал интервью.
С 1966 по 1992 году учёный написал более 200 научных трудов, среди которых главными являются следующие монографии: «История народа Хунну», «Древние тюрки», «Поиски вымышленного царства», «Хунну в Китае», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «От Руси к России», «Конец и вновь начало».
Идеи евразийцев 1920—1930-х годов о существовании на территории России русско-тюрко-монгольского этнического симбиоза были дополнены, развиты и осмыслены Гумилёвым с точки зрения пассионарной теории этногенеза. В основе этой теории лежало понимание исторического процесса как взаимодействия развивающихся этносов. Причем первостепенное значение для развития имела пассионарность, которую сам ученый определял как «избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статус-кво».
Пассионариями являлись сверхактивные индивиды: конкистадоры, землепроходцы, полководцы, поэты. К пассионариям высшего уровня относились, согласно Гумилёву, такие личности как Ян Гус, Жанна Д`Арк, протопоп Аввакум, Иван Сусанин, способные к самопожертвованию ради интересов своего этноса. Передвижения кочевых народов, освоение новых территорий, колонизация других континентов, войны и революции были связаны с повышением уровня пассионарности и, соответственно, замедление развития и стагнация государств являлись следствием понижения пассионарности. Цикличность и закономерность истории объяснялись фазами вспышек и затухания пассионарной энергии.
Увлекательная, аргументированная с привлечением огромного количества исторических данных, изложенная популярным языком теория Л.Н. Гумилёва получила множество сторонников, но была подвергнута остракизму со стороны академических ученых — историков и этнографов. Гумилёва критиковали за недостоверность сведений, вольное обращение с научными фактами, «биологизацию» исторического знания, лженаучность.
Однако, несмотря на все сложности, неожиданно гумилевские концепции неоевразийства и пассионарности, выйдя за рамки науки, получили идейно-политическое развитие в период после распада СССР. На фоне кризиса всех идеологий теория Гумилёва, заявляющая о самоценности каждой культуры и многообразии путей развития человечества оказалась весьма актуальной. Как известно, в России, Казахстане и многих других странах творческому наследию Л.Н. Гумилёва отдают должное на самом высшем уровне.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.
#гумилев #николайгумилев #евразия #евразийство #россия #тюрки