В этом году исполняется 70 лет со дня рождения Незнайки – сказочного персонажа, героя трилогии Николая Носова (1908-1976). Образ веселого, любознательного, невзрослеющего Незнайки, который живет в волшебной стране, населенной маленькими человечками, в чем-то детьми, в чем-то взрослыми - родился в 1952 году.
Впоследствии писатель жил на 2-й Аэропортовской улице - сегодня адрес дома значится по Красноармейской улице. Здесь были написаны «Повесть о моем друге Игоре» и автобиографическая книга «Тайна на дне колодца». О своем замечательном дедушке рассказал его внук, фотохудожник и писатель Игорь Носов.
С поезда- в набор
В 1952 году уже хорошо известный детский писатель, автор рассказов "Живая шляпа", «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазёры", повестей "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома", 44-летний Николай Носов возвращался с писательской встречи в Минске.
Соседом по купе оказался Богдан Чалый, главным редактором украинского детского журнала «Барвинок». Разговорились о творческих замыслах. Носов достал из портфеля несколько машинописных страничек и начал читать: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышки были совсем-совсем крошечные, каждый коротышка, как мальчик с пальчик…»
Чалый воскликнул: «Отлично, пишите дальше, мы будем это публиковать».
«Приключения Незнайки и его товарищей» - сначала Носов дал своей повести-сказке именно такое название - начали печататься в «Барвинке» уже с февраля 1953 года и выходили почти в каждом номере до декабря 1954-го. Автор высылал новые главы по почте. Но иной раз, если время поджимало, рукопись передавали через проводника поезда «Москва-Киев» - благо в то время Носовы жили у Киевского вокзала.
Книги на полу
В небольшую, 44 кв. метра – «двушку» на третьем этаже новенького кирпичного ЖСК «Советский писатель» Николай Николаевич въехал в 1968 года.
- Дед хотел купить квартиру попросторнее, из трех комнат, но ему отказали, отдали кому-то другому, - говорит Игорь Носов. – В квартире было очень тесно, даже некуда было расставить все книги, они лежали стопками на столах, под столами, под кроватью.
Главное воспоминание о диде - так Игорь, когда был совсем маленьким, называл дедушку - то, что тот все время работал и в то же время очень много с ним - внуком - занимался.
– У деда была своя концепция воспитания, он считал, что ребенка нужно постоянно учить. Но не занудно, а через игру, через общение - и не жалел на это своего времени.
Сачок из чулка
Они играли в шахматы, в солдатики, в войну, в прятки, в магазин, в огород, в индейцев, в дом, который устроен под столом. А еще - сажали землянику, ставили химические опыты, мастерили вертушки из бумаги и лодочки из сосновой коры. Дед учил внука рисовать, лепить из пластилина, играть на гитаре и мандолине.
Часто гуляли в Тимирязевском парке, ловили там тритонов и лягушек, которые водились в канавах и озерцах. Сачок был сделан из бабушкиного чулка, улов сажали в стеклянную банку – обычно пол-литровую, делали проволочную ручку и несли бабушке - показать. Тритоны были очень красивые, самцы с гребнем на спине, а как они плавали, как дышали! Налюбовавшись, шли с банкой назад и всех выпускали.
Так же поступали и с окуньками, выуженными в пруду в конце улицы Усиевича.
Ракеты из кинопленки
- А знаете, как я научился читать? Дед писал буквы в маленьких самодельных тетрадках – со спичечную коробку, по букве на страничку, потом слоги, потом слова… А еще мы пускали с лоджии с лоджии ракеты из старой кинопленки и мыльные пузыри, ходили в зоопарк, катались на речном трамвайчике по каналу имени Москвы. Дед был прирожденным учителем, умел очень хорошо все объяснять, это и по книгам его видно.
Сам перепечатывал рукописи
В повседневной жизни Носов был совершенно нетребователен. "Ему безразлично было, что будет на обед или ужин, дома я никогда не слышала разговоров на эту тему,- писала сестра бабушки, Тамара Федоровна в своих воспоминаниях, которые назвала "В семье". - Он не любил покупать себе одежду. Жене стоило большого труда уговорить его сходить к портному, чтобы он заказал себе новый костюм или пальто».
Писатель не любил давать поручения и просить о чем-то, предпочитал всё делать сам. Он сам перепечатывал на машинке свои повести, рассказы, сценарии. На предложение отдать машинистке говорил, что ему нравится делать это самому, к тому же во время перепечатки он что-то переделывает, что-то добавляет.
Повесть о внуке
В 1972 году вышла книга Николая Носова «Повесть о моем друге Игоре». «Это итог шестилетнего (круглым счётом) общения с ребёнком в возрасте от одного года (когда он начинает произносить свои первые слова) до семи лет», - так написал автор в предисловии.
В отличие от знаменитых «От двух до пяти» Чуковского (кстати, Николай Николаевич с Корнеем Ивановичем, относились друг к другу с большим уважением и обменивались дружественными письмами) книга Носова показывает не только этапы развития речи ребенка, но и то, как происходит постижение окружающего мира, формируются нравственные понятия, идет становление личности.
Мечты по дороге
В повести есть главка «Мечты на дороге». «Шли с Игорем из леса в районе Тушина. Дорога длинная, идти скучно. В такой ситуации лучше всего мечтать. Игорь мечтает:
— Мне хочется купить четыре хомячка, нет, пять хомячков. Двух отдам в детский садик, одного дома оставлю. Одного - бабушке Мане, и одного — вам. Куплю синичек (снова определяет общее количество и кому сколько достанется). Куплю еще пять цыпляток. Нет, одиннадцать цыпляток… Нет, двадцать цыпляток… - И так всю дорогу».
Незнайка. Продолжение следует
А в главке «Поровну - по-братски» Носов приводит такой случай:
«Говорит ( внук – Авт.) как-то мне:
- Ты написал три книги о Незнайке, а я напишу четвертую. Я десять книг напишу. Пять отдам тебе, а пять - мне».
Сегодня у Игоря Петровича более двух десятков рассказов о Незнайке и повесть «Незнайка в Каменном городе». Часто они издаются под общим названием «Новые приключения Незнайки».
- У Николая Николаевича были повести о Незнайке, большие развернутые повествования со многими приключениями, а рассказ - только один, о том, как его друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос, - говорит внук писателя. - Когда я начал писать, у меня были наработки к нескольким рассказам о ребенке - маленьком существе, которое входит мир и начинает его постигать. А потом я подумал: а почему бы не сделать главным персонажем рассказов - тоже Незнайку? Ведь ребенок – он и есть Незнайка, только в отличие от сказочного ему предстоит вырасти и повзрослеть.