На выходе из парка "Зарядье" меня поджидала старая знакомая.
Подробный рассказ об истории этого храма можно прочесть в 3-й части главы 1 большой повести "Так вот она какая - Армения моя!"
А на другой стороне узкой улицы весело улыбнулись чуть заметные за высокими монстрами купола другой старой знакомой. Какой везучий день! Солнышко светит, задача-минимум в путешествии практически выполнена, да тут ещё такой подарок судьбы!
Троицкая церковь в Никитниках представляет эталон московского узорочья - архитектурного стиля, сформировавшегося в XVII в. и характеризующегося затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII в.
В первый раз я увидел это изящество в ноябре 2010 г. Была пасмурная погода с мерзким дождиком, и я ещё только делал первые шаги в фотографировании. Теперь не могу без слёз смотреть на ту фотку. Сколько раз, бывая на Варварке, порывался переснять этот храм. А — не тут-то было. Храм окружён тесным кольцом буржуйских домов, спаянным крепким забором с двумя проходными и вахтёрами при них. За моей спиной — мрачное здание Управления делами Президента. Это всё объясняет. Почти всегда проходные закрыты, и на территорию бывшей слободы Никитники простому смертному не проникнуть. А тут — такая удача!
Понятно, что даже испытывая лёгкий дефицит времени, я не мог упустить случая осмотреть интерьеры Троицкой церкви. Увиденное превзошло все ожидания!
Притвор отделён от основной части храмового пространства толстой стеной с аркой, украшенной старинной белокаменной резьбой.
Архитекторы XVII в. не могли знать, что созданное ими роскошество будет упрятано от глаз прихожан и прохожан забором Управделами Президента.
Стены и потолок храма расписаны нарядными фресками. В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1653 г. лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым, Симоном Ушаковым и др. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела.
Надо признать, Троицкой церкви в эпоху богохульного разгула большевиков повезло гораздо больше, чем многим соседним московским храмам. В 1920 г. храм, конечно, закрыли. Но не уничтожили, а передали в состав Государственного Исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал музей иконописца Симона Ушакова, с 1963 г. — музей древнерусской живописи.
В 1991 г. было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей дорвавшиеся попЫ, естественно, прикрыли. Если уж беспомощные искусствоведы даже Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не удержали от захвата РПЦ, то что говорить о малоизвестном храме, арестованном административными небоскрёбами…
Надо вспомнить, что моя фотоохота на интерьеры Троицкого храма не была безоблачной. За мной по пятам ненавязчиво следила служительница церкви. Приходилось выдерживать долгие паузы, а в момент щелчков аппарата невзначай покашливать. Моё излюбленное место во всех храмах — крайний стульчик слева или справа в основном пространстве помещения. Можно и дух перевести, и от надсмотрщиков спрятаться, особенно если есть нефы. К тому же с этих крайних точек наилучший обзор.
И всё-таки тётенька меня поймала с поличным! «Радость моя, у нас нельзя фотографировать», - услышал я за спиной ласковую речь. — «Я за ним - он от меня! Как будто я не понимаю, что он хочет сделать», — с укоризной пожурила женщина. Мы немного поговорили по душам — о Москве, о храме, о батюшке, накладывающем запрет на фотосъёмки. Узнав, что я из Нижегородчины, женщина спросила, как там Дивеево (а я там был как раз за неделю до того). И тогда я понял, почему она обратилась ко мне: «Радость моя!» Именно так, согласно рассказам очевидцев, обращался ко всем людям батюшка Серафим Саровский, основатель Дивеевского женского монастыря. Напоследок милая женщина напоила меня вкуснейшей водой и благословила на дальнюю дорогу в чужие края.
Оставалось ещё немного свободного времени на запланированное разграбление интерьеров Храма Всех Святых на Кулишках. Внешний вид я фотографировал раза 4, а вот внутрь никак не добирался. Вот, к примеру, удачное фото 2011 г.
Церковь построена на окраине Куликова поля в ознаменование победы Владимирской Руси = Моголистана над Суздальско-Нижегородским княжеством = Мавераннахром в знаменитой Куликовской битве 1380 г. Историкам, конечно, очень не нравится сама версия постройки церкви в честь Куликовской битвы. Саму битву они давно и безосновательно локализовали в Тульской области, в 300 км южнее Москвы. Хотя отрицать причастность к церкви Дмитрия Донского историкам не позволяют летописи, и они отодвигают датировку немного назад - с 1380 г. до 1365 г. Отождествить название Кулишек с Куликовым полем историки тоже не могут - ведь по их хронологии на этом месте уже 230 лет стоит Москва. Нельзя же устраивать такое грандиозное побоище в столице! Хотя сами историки и придумывают толкование названию местности как топкому, болотистому участку земли. Водились, мол, когда-то в этих болотах кулики - они-де и оставили здесь свое имя. Действительно, до сих пор это выгоднейшее место в самом центре Москвы, всего в пяти минутах ходьбы от Кремля, не заселено по сравнению с другими центральными московскими районами - если не считать нескольких доходных домов, выстроенных на Солянке до революции. Может, виной тому не болотистая местность (которую при желании давно можно было бы высушить), а наличие в почве огромного количества костей павших тут бойцов и ржавого оружия, которое сразу же выдало бы подлинное место Куликовской битвы? То обстоятельство, что знаменитая средневековая битва происходила в отдалении от тогдашних городов, а позднее эта территория долгое время была окраиной Москвы, нашло своё отражение в русском фольклоре: выражение "на кулишках" до сих пор означает глухое, отдалённое, труднодоступное место. Место грандиозной битвы на Руси, конечно, помнили. Но полтора столетия после баталии это место оставалось глухим и отдалённым - быть может, именно по причине колоссальных жертв, останки которых не смели тревожить, чтя память павших воинов. И только в середине XVI в. царская ставка метрополии Великой = "Монгольской" Империи переехала поближе к месту древней легендарной битвы: сначала в Коломенское (при Василии III), а затем - на Боровицкий холм (при царе Симеоне Бекбулатовиче — четвёртой части (1572 — 84) склейки «Ивана Грозного»).
Церковь Всех Святых была полностью перестроена в камне в 1488 г. и затем вновь в стиле московского барокко в 1687—89 гг. Всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.
В 1930 г. церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных. В 1975 г. здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем была проведена реставрация этого памятника архитектуры. В 1979 г., во время подготовки к празднованию 600-летия Куликовской битвы, были проведены археологические исследования и обнаружены остатки фундамента первоначального храма XIV в.
Недавно подсчитали, что за всю многовековую историю своего существования церковь ушла в землю на 3,5 метра, и слегка наклонилась ее колокольня.
Внутреннее убранство Всехсвятской церкви ослепляет своей роскошью.
А какой там потолок!
Всё! Москва разграблена. План выполнен более чем на 100%.
Продолжение следует.