Найти в Дзене
Татьяна Безручко

Про детские истерики: когда надо перестать принимать

Когда ещё только планировала детей, то была уверена, что детские истерики меня обойдут стороной, ведь всегда можно договориться!

Ха. Ха. Ха.

Уже к концу первого года жизни дочки было ясно, что ваша сия меня не минует.

По внешнему виду не скажешь, но у этой нежной крошки чёрный пояс по истериками.
По внешнему виду не скажешь, но у этой нежной крошки чёрный пояс по истериками.

Я не буду о забавных поводах типа сломанного банана, я хочу поговорить о другом. Сейчас есть воспитательный тренд глобального принятия ребенка таким какой он есть, прям вот со всеми зверскими выкрутасами, кровавыми истериками вплоть до обмоченных трусов, рвоты и тд.. Кто-то говорит, что надо дать пережить ребёнку эти эмоции, кто-то считает, что ребёнок так привлекает внимание, а кто-то полагает, что просто нервная система ещё не созрела. И вот последнее мнение, кстати, правильное, когда речь идёт о ребенке до трёх лет, его и правда может сильно штормить.

Но что будет, если никакого ай-яй-яй ребёнок не получит ни в два года, ни в три, ни в четыре?

Может быть, перерастёт. Может быть. А может и закрепит истерику как привычный способ выражения эмоций.

Когда-то на заре младенчества Арины, меня занесло в чат мамочек с трудными детьми. Там мамочки очень хорошо образованные, не вылезающие от психотерапевтов, лелеющие чад. Мы делились там историями о том, как наши малыши кровушку материнскую попивают.

Прошли годы. Малыши выросли. И у мам возникает вопрос, а когда, собственно, детки-то должны возраст истерик перерасти? У вот этой сыну 4,5 года, он ровесник моей Арины. Когда он злится, то впадает в дикую истерику и лупит мать в живот. А вот у той дочери 5,5 лет, и она сегодня сорок минут (мать засекла) орала в истерике на детской площадке из-за того,, что надо было уходить. А у этой сыну восемь лет, и он колотит посуду на кухне из-за того, что не успел сделать уроки вовремя, и его не пустили в кино с друзьями.

Звучит жутковато, но в моей личной выборке знакомых не было ни одного случая, чтобы родитель не останавливал детские истерики как явление, и чтобы ребёнок это действительно просто перерос.

Логика в этом есть. А зачем ребёнку пытаться отказаться от такого способа выражения эмоций, если родитель не даёт вообще никакого сигнала, что это не "ок"?

В моём представлении истерика до трёхлетнего возраста - это незрелость нервной системы, истерика после трёхлетнего возраста - это уже распущенность, когда ребёнок при желании мог бы иначе, но не станет, потому что он знает, что так - можно, и зачем тогда себя ограничивать.

С Ариной мой опыт борьбы с истериками был очень тяжёлым. Самая большая ошибка заключалась в том, что я поздно спохватилась - в три года. Понятно, что с темпераментом Арины я бы в любом случае истерик не избежала, но плохо было то, что, фактически, ребёнок до трёх лет не получал от меня выраженной и понятной реакции, которая бы показывала - так нельзя. Отчасти из-за этого мне пришлось вести борьбу с истериками в гораздо более жетском ключе, чем хотелось бы.

Сердце моё при этом порой обливалось кровью, но сейчас, в её 4,5 года я вижу результат. Девочка у меня очень темпераментная, так что я не могу сказать, что склонность к истериками у неё ушла полностью. Но она знает, что это плохо, и уже сама старается не дать выплеснуться чувствам в такой форме, найти более приемлимое выражение.

Иногда меня терзают сомнения, а правильно дитя поступила, но когда я вижу детей, которых никто и никогда от истерик не отучал, то понимаю - правильно.

Расскажите о вашем опыте взаимодействия с детскими истериками.