Найти тему
Великий Шизик

МЭШ глазами модератора

Оглавление

Как происходит модерация в Московской Электронной Школе? Делюсь деталями процесса как модератор по физике.

Здравствуйте, друзья! Эта статья может быть полезна учителям, создающим материалы для МЭШ, позволит увидеть обратную сторону процесса и лучше понять, какой путь проходит материал, прежде чем попасть в МЭШ. Учитель создаёт материал, нажимает кнопку "отправить на модерацию", а что дальше? Расскажу, как это происходит с моей стороны.

Я работаю в Московской Электронной Школе с 2021 года модератором по физике. Проверяю материалы, подгружаемые учителями, на предмет ошибок в физике, логических ошибок, ошибок в русском языке (орфография, пунктуация), и других неточностей, даю рекомендации по исправлению ошибок и улучшению материалов. Мне очень нравится эта работа, это интересный творческий процесс, тут требуется внимательность к деталям, грамотность и умение быстро решать задачки. Сама узнаю много нового, ведь нужно проверять и указанные в задачах факты, и ответы в тестах, и просматривать познавательные видео.

Как происходит модерация в МЭШ

Учитель создаёт в МЭШ материал - тест, тестовое задание, или видео, или сценарий урока. Чтобы материал был опубликован в МЭШ, его нужно отправить на модерацию. Без модерации материал можно использовать только для своих классов, а принятый модератором материал попадает в общую копилку материалов в МЭШ, и им может воспользоваться любой учитель, школьник или родитель. Авторы самых востребованных материалов награждаются грантами и поощряются.

Вот общая схема взаимодействия автора (учителя) и модератора. Подробное объяснение - в тексте далее.

Схема взаимодействия автора и модератора. Нарисовано в Miro
Схема взаимодействия автора и модератора. Нарисовано в Miro

После того, как учитель нажал кнопку "отправить на модерацию", материал попадает в автоматическую систему, и система назначает модератора. Это случайный процесс, авторы не могут выбирать, к какому модератору они попадут, а модераторы не могут отказаться модерировать материал или выбирать нужных авторов. Поменять модератора может только старший модератор, и только по веским причинам. Бывает, что кто-то из модераторов болеет, и у него скапливается много материалов, которые он не успевает модерировать, и тогда старший модератор "раскидывает" его материалы другим.

Модератору даётся 15 рабочих дней (плюс выходные), чтобы посмотреть материал и написать замечания. На панели модератора отображаются отдельно новые материалы, отдельно те, по которым осталось менее 5 дней, по которым остался 1 день, и просроченные (если есть). Если модератор допустил просрочку, не успел вовремя отмодерировать, то будут "поторапливать" старшие модераторы.

Модератор просматривает материал, и заполняет специальную форму, снимает "галочки", если не выполнен конкретные критерий модерации. Для каждого вида материала форма своя, но общие критерии для всех материалов такие:

  • соответствие нормам русского языка
  • отсутствие логических и фактических ошибок
  • соответствие дидактическим единицам и ФГОС
  • нет нарушения авторских прав

Есть также форма для написания комментария. По каждому пункту, где модератор "снял" галочку, нужно написать комментарий - где конкретно опечатки, где ошибки, какие дидактические единицы добавить, чего не хватает. Также можно дать рекомендации по улучшению материала: как лучше написать, какого типа задания добавить.

Итак, модератор написал замечания и отклонил материал. Дальше эти замечания отображаются в личном кабинете учителя, учитель дорабатывает материал, и отправляет на повторную модерацию. Повторно материал уже сразу идет тому модератору, у которого была первая модерация (за тем исключением, если первый модератор уволился, тогда материал идет другим, и они видят замечания первого модератора).

Время на доработку материала учителем не ограничено. Можно вообще не дорабатывать и не отправлять, если учитель видит, что выполнить требования модератора нереально. Бывает так, что меняются и требования МЭШ. Когда я начинала работу модератором, в сценариях уроков не было требования наличия компетенций, теперь они есть. Получается, что если учитель решил через год снова отправить свой материал, он уже может не соответствовать новым требованиям. В МЭШ пытаются сохранять преемственность, чтобы старые материалы модерировались по старым правилам, но это не всегда работает, случаются сбои. Старые материалы не исключаются из МЭШ, но могут быть менее востребованы по сравнению с новыми.

Пусть автор доработал материал, снова оправил на модерацию. Модератор снова его просматривает, и делает замечания, если таковые остались. Бывает так, что автор добавляет какие-то новые задания в тест, и по этим новым заданиям есть замечания. Бывает и так, что при первой модерации модератор что-то не углядел (особенно когда много замечаний, можно пропустить какую-нибудь опечатку), и увидел ошибку уже в "очищенном" материале. У меня случались такие косяки, я очень переживаю из-за них и извиняюсь перед автором в комментарии.

К сожалению, бывает, что авторы вообще ничего не исправляют, тогда я копирую старые замечания и стараюсь расписать их более подробно, пояснить ещё раз, почему именно в таком виде материал нельзя принять. Если же автор всё исправил, то модератор ставит все галочки в форме и материал принимается.

Если со второй попытки материал не принят, он снова отправляется автору на доработку. Автор снова дорабатывает материал и отправляет на модерацию. Третья попытка - последняя!

На третью модерацию модератору даётся 5 дней. Как правило, к третьей попытке автор исправляет все ошибки, и материал принимается. Если же автор не исправляет ошибки, то материал отклоняется, после третьей попытки отправить на модерацию уже нельзя. Автор может создать новый материал, который пойдет уже другому модератору. Это сделано для того, чтобы автор не мог до бесконечности отправлять неисправленные материалы. У меня были такие случаи, когда пишешь-пишешь замечания, а автор не делает ничего, отправляет в том же виде. Тем не менее, бывают и другие случаи, когда после третьей модерации остаются незначительные опечатки, из-за которых нет смысла терять хороший материал. Или, опять же "косяк модератора", когда вылезли не замеченные ранее опечатки. В таком случае модератор может нажать на кнопку "сбросить счётчик попыток", тогда материал воспринимается как новый, автор может исправить и отправить снова.

Если что-то пошло не так

В МЭШ, как и многих сложных системах, бывают технические ошибки. Или бывает, что автору непонятно объяснение, почему его материал отклонили. Куда бежать и что делать?

1. Технические ошибки. Если что-то не отображается, или не запускаются задания, которые раньше запускались, необходимо обращаться в службу технической поддержки. В МЭШ есть кнопка, по которой открывается форма, можно заполнить обращение, приложить скриншот. Служба технической поддержки, как правило, решает проблему или даёт рекомендации.

2. Неясны замечания модератора. Это уже не техническая проблема, в этом случае можно связаться с самим модератором. На сайте отдела модерации есть контакты всех модераторов, можно выбрать "своего" и написать на указанную почту. Модератор получает письмо и подробно может ответить. По желанию он может дать телефон для созвона. У меня были случаи, когда мы с авторами созванивались по видеосвязи, обсуждали, исправляли опечатки в реальном времени. Особенно это актуально для сложного контента - сценарии уроков, сценарии тем, учебные пособия.

3. Если модератор долго не отвечает или сильно задерживает сроки модерации, можно обратиться к руководителю отдела модерации или старшему методисту по электронной почте или телефону, указанными на том же сайте отдела модерации. Вежливые и корректные обращения авторов руководство всегда воспринимает и принимает меры.

4. Наконец, бывает так, что учитель видит ошибку в уже опубликованных материалах. Тогда нужно нажать кнопку "предложить улучшение" и в появившейся форме написать свои замечания. В таком случае материал "исчезнет" из общего доступа, и отправится обратно на модерацию. К сожалению, в МЭШ есть материалы с ошибками, поэтому я призываю учителей такие материалы отправлять на доработку, чтобы МЭШ не превращалась в "педагогическую помойку".

Принципы и единый подход к модерации

Каждый модератор - тоже человек, и может ошибаться. Кроме того, каждый модератор тоже педагог и может не разделять какие-то авторские подходы. От нас, как модераторов, требуют придерживаться некоторых общих принципов:

  1. Соблюдение сроков. Модератор должен рассчитывать своё время и не допускать просрочки. Помнить, что автор тоже знает про сроки и рассчитывает на них. Маленькие тестовые задания я стараюсь модерировать сразу, не оставляя на потом. Над большими сценариями надо работать долго и много писать, поэтому стоит заранее ознакомиться, работать над ними в несколько этапов, а не начинать в последний день.
  2. Вежливость. Мы с уважением относимся к авторам, не позволяем себе "личных" выпадов, все ошибки объясняем корректно (какими бы грубыми они ни казались).
  3. Детальность. Модератор должен подробно изложить все свои соображения, указать детально на все ошибки, а не просто написать "исправьте опечатки". В последнее время для модерации сценариев уроков сделали удобную форму, что можно писать замечания отдельно к каждому этапу.
  4. Ненавязчивость. Помнить, что модераторы не являются авторами материалов, поэтому мы поддерживаем авторский подход и авторский стиль, даже если это не совпадает с нашим подходом и стилем. Основополагающими являются требования МЭШ и ФГОС, и если материал им удовлетворяет, то претензий быть не может. Модератор может дать рекомендации, но не настаивать на них.

Руководство стремится выработать единые позиции по модерации материалов, чтобы не было так, что одни модераторы требуют одно, а другие - другое. Поэтому для нас регулярно проводятся вебинары. Также у нас есть общий чат, где можно посоветоваться с коллегами по спорным вопросам, спросить, если что непонятно, поделиться своим опытом. Конечно, всё равно каждый модератор имеет свой индивидуальный стиль работы, но общий вектор есть.

На этом завершаю статью. Хочу выразить большое уважение учителям, создающим материалы для МЭШ, это большая и трудная работа, но она очень важна. Со своей стороны предпринимаю все усилия, чтобы вычистить шероховатости и ошибки, не нарушая оригинальности и авторского стиля.

Спасибо, что прочитали до конца! Буду рада лайкам и новым подписчикам!