Прежде чем хорошо чем-то овладеть, необходимо разобраться в том, как это устроено. История происхождения и развития карт Таро, даст ключ к их пониманию.
Чтение Таро – это один из популярных методов для поклонников эзотерики и сторонников неоднозначного юнгианского психоанализа. У карт есть свойства, за которые многие его любят:
- символическая система, которую хорошо обрабатывает человеческое подсознание
- огромный культурный контекст разных традиций многих цивилизаций
- эстетизм
- системность языка, которой легко овладеть людям с аналитическим складом ума или развитой интуицией
Классической колодой Таро считается колода Райдера — Уэйта — Смит, именно их дизайн первым приходит на ум почти каждому, когда речь заходит о Таро. И на сегодняшний момент эта колода максимально соответствует сознанию западной и русской цивилизации. Их код понятен людям этих культур.
Итак, периоды становления Таро.
СЕВЕРНАЯ ИТАЛИЯ, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV ВЕКА
Само слово «Таро» происходит от итальянского «Tarocci» (не переводится), обозначавшее одну из вариаций обычных карточных игр, которые появились примерно за век до этого. Вероятно, идея «Tarocci» пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV.
Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды относится к 1442 году и обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте – (21 сентября 1407 — 1 октября 1450) — маркиз Феррары, герцог Модены и Реджо-нель-Эмилии. Он известен главным образом тем, что при его правлении в Ферраре сформировался один из самых блестящих дворов, где покровительствовали искусству, литературе и культуре. В годы своего правления Лионелло преобразовал Феррару в один из значительных европейских центров образования и искусства.
Благодаря нему среди итальянской знати эпохи Возрождения была мода на интеллектуальные забавы и карты в том числе. Каждая колода создавалась под требования заказчика: изображала своих персонажей, имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. Это были карты для игры, нет никаких свидетельств, что их использовали для гадания.
Есть версия, что итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии – а это уже прямая отсылка к метафорической и символической составляющей карт.
ИЗОБРЕТЕНИЕ МИЛАНСКИХ ГЕРЦОГОВ
В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло (1397-1464/65, государственный и военный деятель, член знатного венецианского рода) отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле Лотарингской (1400 — 28 февраля 1453 — герцогиня Лотарингии с 1431 года). В тот момент ее супруг находился на войне, а она замещала его в качестве правителя его королевством Неапольским. В письме, которое сопровождало карты, он указал, что карточную игру изобрел герцог Милана Филиппо Мария Висконти (итал. Filippo Maria Visconti; 23 сентября 1392 — 13 августа 1447; герцог Милана с 1412 года. Последний герцог миланский из династии Висконти). Тот в свою очередь увлекался философией и астрологией, и потому колода несла в себе некий мистический подтекст. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро.
После смерти Филиппо Мария Висконти и последовавшего за ней династического кризиса власть в Милане перешла к династии Сфорца. Ее основатель Франческо Сфорца (итал. Francesco Sforza; 23 июля 1401, Сан-Миниато — 8 марта 1466, Милан; основатель миланской ветви династии Сфорца) тоже увлекался картами и сам создал несколько колод. Карты миланских герцогов исследователи объединяют в категорию «Таро Висконти — Сфорца». Частично сохранились 15 таких колод, которые выставлены на продажу в аукционном доме Кристис.
Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения. На них изображены космические тела, благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией, которые изображали основные человеческие качества:
- Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон, Меркурий, Геракл;
- Богатства (феникс): Юнона, Нептун, Марс, Эол;
- Целомудрия (черепаха): Паллант, Диана, Веста, Дафна;
- Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Церера, Купидон.
Также появились сюжетные карты, которые изображали популярные темы литературы эпохи возрождения. Аркан Волшебник называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции. Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.
ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРИОД
В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут называть марсельской. В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.
Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен (фр. Antoine Court de Gébelin; около 1719 или в 1725 — 10 мая 1784; французский учёный, писавший о проблемах гуманитарных и естественных наук, масон, оккультист, астролог). Он сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.
Антуан Кур д’Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.
В этом же томе опуса д’Жебелен поместил сочинение другого автора, графа д’Мелле. Луи-Рафаэль-Луи-Люкрес д’Файоль, граф д’Мелле, сеньор Нёвильский, Вальрёйский и др. (23 января 1727 года, Перигё — 23 декабря 1804 года, Констанц) был одним из первых тарологов, заявивший о египетском происхождении карт Таро и о связи арканов Таро с буквами иврита. Он впервые соотнес карты с буквами еврейского алфавита. Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Он написал полноценный труд по Таро - эссе «Исследование таро и прорицания по картам таро».
д’Мелле разделил 21 карту на три группы, каждая из которых символизировала эпоху истории человечества. Карты с 21-й по 15-ю обозначали Золотой век и процесс сотворения мира, с 14-й по восьмую — Серебряный век, а нижние семь — «гнусный» Железный век, длящийся и поныне.
Через три года после выхода работы де Жебелена, французский оккультист, таролог и предсказатель Жан-Батист Альетте (фр. Jean-Baptiste Alliette, 1738—1791) под псевдонимом Эттейлла (его фамилия наоборот) в 1770 году выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Он приписывал себе изобретение картомантии — оккультной науки о гадании на картах.
Эттейлла известен как популяризатор гадания на картах Таро и первый таролог, который зарабатывал на жизнь гаданием. Он продолжил теорию о Марсельском Таро Антуана Кур де Жебелена в своём произведении «Manière de se récréer avec le jeu de cartes nommé Tarots». В 1788—1789 он опубликовал свою версию колоды Таро, смесь Марсельского Таро и египетского.
Первая карта старшего аркана символизировала мистика, или того, кто задает картам вопрос. Следующие семь карт изображали процесс сотворения мира — Папа обозначал сотворение света, Папесса — небес и т. д. Карты с девятой по 12-ю обозначали человеческие достоинства, а с 13-й по 21-ю — важнейшие состояния жизни человека. Так, Маг у него обозначает печаль или болезнь, Разрушенный Храм — бедность и тюремное заключение, а Шут — безумие.
Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией. Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.
Продолжение в следующей статье «От игральных карт до оккультного психоанализа. История Таро в 19 веке и позднее».
#психология #юнг #таро #гадание