Происхождение и значение выражения «Рим – вечный город»
Выражение имеет древнеримское происхождение по латыни «Aeterna urbs». Впервые «вечным городом» Рим назвал древнеримский поэт Альбий Тибулл, живший в 1-ом веке до н.э. Такая характеристика городу изложена им во второй книге «Элегии» в своеобразном гимне, посвященному покровителю Рима, бoгу солнца Аполлону, который по сюжету предсказывает городу необыкновенный расцвет его могущества и величия.
«Ромул еще не сложил те стены вечного града,
Где поселиться не смог вместе с ним брат его Рем».
Такой величественный образ возник не случайно. Дело в том, что Тибулл жил во время правления императора Октавиана Августа (63 до н.э. – 14 н.э. гг.), при котором Римская Империя осуществила необычайный подъём практически по всем направлениям и развивалась огромными темпами. Наряду с успешными войнами, по всей Империи строились дороги, развивалась торговля. В Риме старые и разрушенные здания были реконструированы и восстановлены, начали возводить новые жилые дома, здания общественного пользования и культурные заведения. В то время Рим быстро преображался и за семь веков с момента основания (753 год до н.э.) впитал в себя все взлеты и падения, что выпали на его долю. Это и отразилось на его поистине величественном внешнем виде. Как свидетельствует древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.) в «Божественном Августе», Августу действительно было чем гордиться, поэтому он часто использовал выражение, в дальнейшем ставшее крылатым:
«Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».
Так что неудивительно, что такие преобразования города навеяли Тибуллу мысли о вечности Рима. Впоследствии эта тема часто использовалась другими древнеримскими поэтами, писателями, философами и ораторами.
Например, римский поэт Клавдий Клавдиан с полной уверенностью заявляет, что Риму «не будет конца». Или поэт Рима Клавдий Рутилий Намациан, уезжая из города, кидает фразу: «Жизни грядущей твоей нет предела». Римский историк Аммиан Марцеллин о столице Римской империи говорит: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество».
Конечно, под всеми этими высказываниями о вечности города писатели и мыслители древности подразумевали политическое могущество, военное превосходство и экономическую мощь Рима.
Несмотря на закат и распад Римской империи, величественный эпитет «вечный город» за городом сохранился, приобрел новый смысл и стал восприниматься как центр человеческой цивилизации, неотъемлемая и заметная часть ее прогресса и развития. И как один из самых древних городов, испытавший на себе ошеломительный взлет и оглушительное падение, но сумевший сохранить богатейший культурный комплекс, впитавший в себя огромное историческое и религиозное наследие разных эпох, Рим как нельзя лучше подходит под формулировку «вечный город».
И по сей день, говоря о Риме, мы используем выражение «вечный город», отдавая дань уважения этому величественному городу с его богатейшей историей.
Значение и происхождение выражения «все дороги ведут в Рим»
Выражение «все дороги ведут в Рим» не несет какой-то определенной информации, а скорее выглядит как обычная констатация факта, очевидность которого не вызывает сомнений. Так говорят, когда конечный результат предсказуем, и является очевидным фактом независимо от выбранного пути для решения данной задачи.
1)«В. А. Серов не против Пикассо и Матисса восставал; он, как профессионал, видел, что все дороги ведут в Рим, что во Франции куется большое дело, он возмущался обезьяньей переимчивостью нашей, бравшей только поверхностный стиль французских модернистов, только менявшей чужие рубахи на грязное тело».
К.С.Петров-Водкин (1878-1939 гг.), «Пространство Эвклида», 1932 г.
2)«Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим. Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы».
Я.Гашек (1883-1923 гг.), «Похождения бравого солдата Швейка», 1923 г.
Пожалуй, впервые выражение «все дороги ведут в Рим» использовал известный французский баснописец Жан Лафонтен в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
«Желая отыскать спасенья двери,
Три человека, все святые в равной мере
И духом преисполнены одним,
Избрали для сего три разные дороги.
А так как все пути приводят в Рим,
То каждый к цели, без тревоги,
Пустился по тропиночке своей».
Лафонтен (1621-1695 гг.), «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Однако зародилось выражение давным-давно во время расцвета Римской империи и имело прямой смысл, потому что все дороги действительно вели в Рим. В связи с удачными и победоносными военными походами в 3-ем - 1-ом веках до нашей эры границы подконтрольных Риму территорий стали стремительно расширяться. Так началось становление Римской империи, обладающей самой могущественной силой на всем Средиземноморье. Но для защиты своих границ от набегов варваров и для подавления внезапно вспыхнувших восстаний в провинциях империи Риму приходилось быстро реагировать на угрозы как внешних, так и внутренних врагов путем быстрой переброски войск в очаг вооруженного конфликта. Иначе держать все под контролем было бы затруднительно. Чтобы ускорить процесс переброски войск в нужный пункт назначения римляне стали прокладывать и строить дороги, которые заметно экономили время. Сначала дороги соединяли только крупные города Римской империи и основные города провинций, находившихся под влиянием Рима. Изначально постройка дорог задумывалась только с военной целью, основным назначением которой была мобильность римской армии, но вскоре дороги стали играть значительную роль в экономическом развитии империи, ведь по ним следовали торговые караваны, а также была налажена курьерская связь. Понимая огромную выгоду в развитии дорожной инфраструктуры, Римская империя активно занялась строительством дорог и ко 2-ому веку достигли протяженности по разным сведениям от 100 до 300 тысяч километров, причем большинство из них были с твердым покрытием. Таким образом, между собой были соединены не только крупные города, но и практически все более-менее значимые в торговом плане населенные пункты. Ярким примером развития наземных путей сообщений может послужить время правления основателя Римской империи Октавиана Августа (63 до н.э. -14 н.э. гг.), когда строительство дорог достигло максимального уровня. Именно в его годы правления Рим, который уже тогда был назван «вечным городом», стал похож на центр мирового значения или, по крайней мере, Средиземноморского региона, большей части Европы и Западной Азии.
Именно сюда спешили торговцы с надеждой продать товар с наибольшей выгодой и заключить удачные сделки. Там же и проходили важные встречи, принимались политические решения и подписывались договора. Если посмотреть на карту Римской империи того времени, то развязка напомнила бы солнце, где в центре находился Рим, а к нему сходились основные и важные дороги в виде прямых лучей, ведь тогда дороги строили максимально прямыми по наикратчайшему пути. Именно поэтому невольно и возникло выражение, что «все дороги ведут в Рим». Подтверждением тому следует тот факт, что в центре Палатинского холма, кстати, находящегося в самом центре Рима, где был расположен главный форум столицы, на котором проходили народные собрания и заседания сената, стояла колонна «Milliarium Aureum», воздвигнутая по приказу Августа. На этой колонне, выполняющую роль своеобразного «нулевого километра», были отмечены расстояния от Рима до всех значимых городов Римской империи. Это лишний раз доказывает, что, как говорят в Италии «tutte к vie conducano a Roma» - «все дороги ведут в Рим». Собственно в любом государстве все дороги ведут в его столицу, о чем упомянул великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) в своем бессмертном творении «Война и мир» (1863-1869 гг.), где на вопрос Наполеона о дороге, ведущей на Москву, посол императора России Александра I Александр Дмитриевич Балашов ответил:
«Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».