Давайте перенесемся мыслями во Францию.
Вот, мы выехали из Парижа и движемся на северо- запад, регион Нормандия, департамент Эр (какие названия, а?).
Наша цель- достичь французской деревни Живерни.
Надо сказать, деревень во Франции множество и они разительно отличаются от наших, российских. Хоть и те, и другие, по своему хороши.
Но деревни во Франции это особо густые цветочные ароматы, это поля, это шиферные крыши, это каменные стены, увитые розами и глицинией...
Между прочим, во Франции существует Ассоциация самых красивых деревень- представьте себе! Их основная задача- сохранение живописных местностей. Вот так- то! Но, я отвлеклась.
Помимо нас (путешествующих мысленно) в деревеньку Живерни направляются толпы туристов со всего света. Чем же она влечет всех нас?
Все предельно просто. Именно там, в живописном имении, прожил большую часть своей жизни уникальный художник- импрессионист Клод Моне (не путаем с Мане, хотя тот тоже импрессионист. Но, Мане- больше про людей, а Моне- про природу).
Той самой природой и пленила когда- то Живерни великого художника. Проезжающий мимо на поезде, как гласит легенда, Клод Моне увидел восхитительные места и... решил творить там свою жизнь. Сказано- сделано.
Художник прожил в деревеньке 43 года. Там он жил со своей возлюбленной Алисой, ставшей в последствии его второй женой, и их восьмью детьми, двое из которых- родные сыновья Моне, шестеро- дети Алисы . Между прочим, одна из падчериц художника, Бланш, вышла замуж за его сына, Жана. Много лет спустя, после смерти Алисы и Жана, Бланш переехала жить к отчиму- свекру, помогала уже сильно пожилому художнику по дому, заботилась о нем. При всём том, сама считалась совсем не плохой художницей. Но это уже совсем другая история, которую я когда- нибудь непременно расскажу.
И по сей день это местечко неразрывно связано со своим владельцем. Более того, большинство великих произведений художника были созданы именно там: "Кувшинки", "Сад с лилиями" и другие.
Главный герой большинства картин- восхительный сад, с его мостиками, растениями, прудом. Кажется, будто создавая свой сад, Моне создавал самое главное своё произведение- в нём он также учитывал перспективу, светотени, формы и цвет- также как и в живописи.
В любимом саду было и главное место живописца. Это- водный японский парк. Моне всегда увлекала возможность писать водное отражение, переносить на полотно гладь и блики. Он был ослеплен красотой водных кувшинок- и эта любовь выдает художника с головой на лучших из его произведениях- "Водные лилии".
Между прочим, кувшинки или лилии, которые сейчас, несмотря на свою хрупкую красоту, не вызывают у нас удивления, во времена жизни художника только как появились во Франции!
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Моне увидел разноцветные кувшинки, выведенные одним французским селекционером.
Более 270 картин Моне изображают любимый его сердцу водный сад.
Там можно увидеть увитые глицинией мостики, плакучие ивы, отражение неба в водной глади, вибрирующий свет, ласковые тени и, конечно же, знаменитые кувшинки- олицетворение красоты в простоте.
Весь мир знает Когда Моне как изумительного мастера импрессионизма. Сам же художник полагал своим подлинным шедевром чудесно спланированные сады, спускающиеся у реке Эпте.
Поясню, что сад Живерни есть ничто иное как комплекс более мелких садов, разделенных на зоны, каждая из которых характерна посадками и особым садовым дизайном.
Из одного сада в другой ведут посыпанные гравием дорожки.
Каждый новый поворот- этот новый вид, новое направление света и тени, проявляющееся благодаря движению солнца на небе и зависящее от посаженных плакучих ив и рододендронов.
Именно переменой освещения когда- то был так очарован Клод Моне.
Именно поэтому он был счастливо богат своими натурщиками- видами собственного сада.
Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь (с)
Клод Моне
Знаменитый дом художника, он также встречается на его картинах. В настоящее время такой же, как и при своем великом владельце: розовый, с зелеными ставнями, как и столетие назад.
Во время войны деревня была разрушена, но дом художника сохранился, а после был отреставрирован властями и превращен в дом- музей.
Однако, в отличие от большинства подобных памятников жизни великих, в доме Клода Моне не пропал дух его владельца. Если бы не толпы туристов, снующих свободно по помещениям дома, можно легко представить, как, открыв дверь в спальню, ты увидишь великого художника, сидящего у окна, смотрящего на свой сад, готовый тотчас встать и идти, создавать свои шедевры...
К сожалению, в доме- музее нет оригинальных полотен художника, только репродукции, ведь после смерти отца и старшего брата, Мишель, младший сын Клода, распродал коллекцию полотен отца коллекционерам и в частные музеи. А после его гибели в автокатастрофе, оставшиеся произведения перешли по завещанию (у Мишеля не было детей) Французской Академии изящных искусств. Остальные картины перешли парижскому музею Мармоттан-Моне, в котором находится сегодня самая большая коллекция работ Клода Моне.
Прекрасное время для посещения сада Живерни- май- июнь, когда цветет вистерия над японским мостиком, а пруд с лилиями изумителен в конце июля- начале августа.
Впрочем, очаровательной красоты место достойно посещения в любое теплое время года.
Ведь в саду растет более 100 000 растений- многолетников и каждый год высаживают столько же однолетников. Парк- это поистине полное изобилие цветов, ароматов и бабочек.
Удивительное место, в котором появились на свет удивительные произведения искусства.