Говорить о стихах в итоговом сочинении можно и нужно! Ведь это бесконечно расширяет список аргументов. Главное – найти произведения, которые вы сможете качественно проанализировать. И это не обязательно должны быть стихи золотых классиков: А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Вдруг вам по душе придётся Афанасий Фет или Фёдор Тютчев, Александр Блок или Анна Ахматова. Пронзительная лирика поэта-барда Владимира Высоцкого или добрые строки Эдуарда Асадова.
Сегодня я предложу 5 стихов, которые, возможно, попадут в вашу копилку аргументов. Каждое из них соответствует конкретной теме из раздела №3 закрытого банка. Беру именно его, потому что в сочинении, написанном мною недавно, ссылалась на лирику и обещала ещё дать примеры стихотворений-аргументов.
1. Тема: «Чему человек может научиться у природы?»
Аргумент: стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
«Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа».
Афанасий Фет – тонкий лирик, воспевающий красоту природы и стремящийся запечатлеть каждый миг бытия. Окружающий мир в его стихах представлен живым и порой более мудрым, чем человек.
2. Тема: «Может ли поэт что-либо изменить в этом мире?»
Аргумент: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт»
«…Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных».
Разработчики тем предлагали поразмышлять над этим вопросом, анализируя лирику Лермонтова. Поэтому я подобрала одно из ярчайших его стихотворений, в котором автор сопоставляет судьбы поэта и кинжала, показывая таким образом, насколько опасным может быть слово творца и как велика его роль в обществе.
На этот вопрос отвечает также стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин», которое я привожу как аргумент к теме 5 (см. ниже).
3. Тема: «Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?»
Аргумент: стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
И, надрываясь/ в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,/ боится, что опоздал,
плачет,/ целует ему жилистую руку,
просит —/ чтоб обязательно была звезда! —
клянется —/ не перенесет эту беззвездную муку!
А после/ ходит тревожный,/ но спокойный наружно.
Говорит кому-то:/ «Ведь теперь тебе ничего?/ Не страшно?/ Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды/ зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер/ над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»
Звёзды – это надежда, немеркнущая красота, вдохновение. И доказывает это В. Маяковский, который был не только эпатажным бунтарём и певцом революции, но и глубоко чувствующим творцом.
4. Тема: «Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?»
Аргумент: стихотворение В. Высоцкого «Баллада о борьбе»
«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.
Детям вечно досаден/ Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,/ До смертных обид,
Но одежды латали/ Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,/ Пьянея от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас…»
Стихотворения длинное и очень эмоциональное, честное. Автор говорит о фантазии, которую будит чтение, о формировании важнейших ценностей под влиянием литературы, о жизненном опыте, подтверждающем тот, что получен из книг. Особенно мне нравится концовка:
«Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»
5. Тема: «Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?»
Аргумент: стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»
«…А ты, поэт! избранник неба,/ Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба/ Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;/ Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди/ Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,/ Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству/ Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,/ Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами/ Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень/ Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит/ И брызжет сам собою пламень!»
Лучшим аргументом, на мой взгляд, будет произведение, в котором была употреблена цитата, предложенная к истолкованию. Стихотворение представляет собой спор поэта и гражданина, и в диалоге рождается истина. Некрасов показывает: даже если кажется, что творчество не приносит желанных плодов, а улучшений не происходит, не нужно отчаиваться. Стоит продолжать борьбу и служение.
Подготовила Анна Терехова
Дорогие читатели! Теперь Дзен не даёт даже разместить кнопку доната. Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.