"и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»." (Лк. 16: 26).
Явление теплохладности в наше время довольно распространено. По сути явление теплохладности - это попытка соединить Бога и сатану, послужить и Богу и гордыню потешить. Из Библии нам известно, что Бог - есть любовь, Он горяч; "Бог наш есть огонь поядающий." (Евр. 12: 29). А сатана - противник Божий, он холоден, от него исходит равнодушие, эгоизм, холодность, да и другием страсти, которые свойственны гордыне. Все страсти исходят из гордыни. Гордыня противоположна любви и смирению - главным качествам Бога. Как известно, сатана демоны были низвергнуты с неба в ад, они удалились от Бога. Если Господь Свят, и от Бога исходит всяческое благо и добро, то сатана и бесы встали в противление Богу и утвердились во зле. От них исходит всякое зло: ненависть, злоба, коварство, ложь, жестокость, злорадство, эгоизм, равнодушие, блуд и другое зло. От Бога - все добродетели: кротость, смирение, любовь, милосердие, вера, целомудрие, чистота и другие. Представьте себе насколько далёк мир демонский от мира Ангельского, от Бога. Они просто несовместимы между собой, между ними нет ничего общего. Между ними огромная пропасть. К примеру, один человек любит посещать храм Божий, молиться, а другой любит посещать ночные клубы, любит такой образ жизни, в котором можно дать волю страстям, присущим миру сему и падшему естеству человека. Какое общение у них может быть? Естественно одному с другим будет неинтересно, поговорить им будет не о чем, нет общих тем для разговора. Так вот Ангельский мир ещё дальше от мира демонского. Представьте, Ангелы бесстрастны, целомудрены, чисты, преисполнены всяческих добродетелей, смиренны, кротки, наставляют на всякую добродетель, наставляют мыслить о духовном; а бесы пребывают в плотских помышлениях, им интересна пошлость, они исполнены пороков, соблазняют людей к плотскому мудрованию и ко греху. Между Богом, Его Ангелами, сатаной и его служителями - огромная пропасть.
На человека воздействуют и силы Света и демонические силы. Но как человек может служить Богу и сатане одновременно? А такое бывает, в наше время особенно. Например, человек может прийти в храм, а потом через какое-то время сделать магический ритуал, обратиться к гадалке, или купить книги по магии, или же может после посещения храма впасть в блуд, или ещё какой-то смертный грех, оправдывая себя при этом. Одно дело когда человек совершает блудный грех по немощи, а потом раскаивается, уповает на милость Божию, а другое дело, когда он совершает грех спокойно и оправдывает себя, что это необходимость, к примеру. Это теплохладность в которой нужно каяться, чтобы не быть отвергнутыми Христом.
Теплохладность опасна тем, что теплохладные христиане пытаются совместить Христа и сатану, Свет и тьму, смирение напоказ и гордость внутри, рай и ад, пытаются соединить веру в Бога и искание земных благ, служение страстям. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Мф. 6: 24). Теплохладность – это «стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною». Святитель Феофан Затворник. Теплохладный христианин может и верит в Бога, может и посещает храм иногда, но при этом он не готов отказаться от греха, от угождения плоти, от потакания своим страстям и желаниям. Это говорит о маловерии, потому что вера подтверждается делами, а вера без дел мертва, как говорит Апостол Иаков. "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва." (Иак. 2: 26). Нарушением заповедей, оправданием себя в грехах человек предаёт Христа. А написано: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом." (Лк. 16: 10).
Так вот, если человек верит во Христа, а делами противится Ему, то как он войдёт в Царство Небесное? Если он более находит общего с миром демонов, которые служат страстям, идолам и сатане? Ведь он тогда не найдёт общего с миром Ангельским. Как написано у пророка Исаии: "Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа." (Исаия 26: 10). Получается, что он на словах верит, а в сердце своём общается с духами злобы и исполняет их волю. "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает." (Мф. 12: 30). Господь призывает теплохладных христиан к покаянию, к большей ревности в духовной жизни. Нужно надеяться не на себя, а на Христа, Богу всё возможно. А тех, кто покается, того ждёт награда.
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр. 3: 14-22).