Сегодня - 2 октября. Именно в этот день в 1834 состоялось открытие новой Триумфальной арки на площади Тверской заставы. Сегодня я хочу рассказать вам о её непростой судьбе и секретах.
Для начала немного о том, что вообще за традиция такая – возведение Триумфальных арок.
Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам. Через такие сооружения в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода.
Эта традиция берёт начало у этрусков в Италии и народов Ближнего Востока, согласно которой, войско после сражения не могло войти в город без очищения от пролитой крови и должно было оставаться вне городских стен на «поле мёртвых». Для такой процедуры очищения возводили ворота из двух вертикальных столбов, которые обозначали преграду, разделяющую небесный и земной миры, и горизонтальной балки, которая символизировала небо. Форму арки уподобляли богине Ирис (небесной радуге). Конструкция были окрашена в красный цвет.
Изначально, проход через такую арку символизировал восход солнца, а потом, в связи с формированием культа императоров – обожествление правителя.
Одна из первых триумфальных арок былыа возведена в Риме - триумфальная Арка императора Тита построена в 81 году до н. э. на Палатине в память о победе императора Тита над евреями Палестины.
Сохранились триумфальные арки также в Париже, Флоренции, Вероне, Милане, Мюнхене и тд.
А теперь к нашим Триумфальным воротам
Строили их в честь возвращения русских войск из Парижа после победы над армией Наполеона. Идея строительства принадлежала Николаю I. Он хотел увековечить память о победе в этой войне и обессмертить своего брата – Александра I. Там, где сейчас находится Белорусский вокзал, раньше был въезд в город.
Самая первая арка была воздвигнута в 1814 году и была деревянной. Спустя всего 12 лет, она обветшала и пришла в несносный вид. Тогда император Николай I предложил заменить старые ворота на новые, из камня.
Проект новой Триумфальной арки принадлежал Осипу Бове. Тогда этот человек был ведущим архитектором Российской империи.
Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.
Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:
«Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный. 1826»
С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.
Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.
Очень интересно то, что в 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай!
В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок.
Ещё одна реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов, а потом, 8 июля 1936 года Президиум Моссовета постановил её снести.
Дело в том, что у площади Белорусского вокзала были частые автомобильные аварии и эту проблему намеривались решить, открыв прямое движение для транспорта через площадь.
Согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади.
Перед разбором, памятник измерили со всех сторон и детально сфотографировали.
Детали ворот, часть скульптур и барельефов была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря, где они экспонируются в настоящее время.
После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади, а во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.
10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве».
В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
Выбор этого места обусловлен тем, что с исторической точки зрения, Триумфальные ворота было бы логично поставить на дороге, по которой с Поклонной горы войска Наполеона пришли в Москву и по которой уходили из города.
Несмотря на то что некоторые элементы арки 1834 года сохранились, реставраторы решили их не использовать — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. Подлинные детали вошли в экспозицию Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам:
«Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
Торжественное открытие Триумфальной арки состоялось 6 ноября 1968 года.
Еще одну реставрацию арка пережила в 2012 году, когда отмечалось 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года.
В порядок привели не только арку, но и территорию рядом с ней: разбили новые цветники и переделали систему художественной подсветки. Памятник открыли ко Дню города, а проект по его обновлению получил награды в семи номинациях конкурса «Московская реставрация», в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кстати, в Москве есть Триумфальная площадь, но без арки…
Первые Триумфальные ворота через Земляной город на Тверской дороге были сооружены по случаю победы в Полтавской битве в 1709 году, но они были временными. Когда столицей стал Санкт-Петербург, из него по Тверской дороге в Москву на коронование стали приезжать будущие правители земли русской. И на границе Москвы их торжественно встречали у нарядных ворот. Имя «Триумфальная» площадь получила после того, как на ней в 1722 году установили «врата Триумфальные на вход… отца Отечества Петра Великого с торжеством оконченной войны…».
За всю свою историю Триумфальные ворота много раз «поновлялись» и перестраивались.
Ну как вам? Пишите в комментарии, было ли Вам интересно и ставьте лайки, если понравилась статья!
Конечно же, не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропускать много интересного!