Найти тему

Портрет любимой женщины дофина. Гнилые зубы и запах изо рта.

Нет, это не она - это ее госпожа, у которой наша героиня была фрейлиной.
Нет, это не она - это ее госпожа, у которой наша героиня была фрейлиной.

В кого только не влюблялись избалованные члены королевских династий! Буквально не было такого дна, на котором они не могли бы найти объект для своего обожания и вознести его рядом с собой на самую макушку жизни.

Вот, казалось бы, придворная жизнь эпохи Людовика Четырнадцатого... Все самые красивые дамы Франции были представлены при дворе в широком ассортименте.

Но среди них нашлась одна, которую ядовитый современник описывал совершенно беспощадно: "...толстая девица, слишком высокая, слишком загорелая, слишком сильная, очень вонючая и с отвратительной фигурой..."

Ему вторит другой современник: "... маленькое круглое лицо, короткий вздернутый нос, и большой рот, полный гнилых зубов, который распространял такое зловоние, что его невозможно было не почувствовать на другом конце спальни..."

Это сейчас такие рот и нос - писк красоты, а в те времена подобная внешность однозначно воспринималась как неблагородная и уродливая.

Такой была наша героиня - Франсуаза Эмилия де Жоли де Шуэн (1659 - 1732 гг.)

Портрет ее, к сожалению нашла только в плохом разрешении:

Франсуаза
Франсуаза

Франсуаза принадлежала к старинному роду савойской знати. Ее отец был бароном, а мать в роду имела дофинов.

Девушка получила приличное и типичное для благородной девицы воспитание, неплохое образование, была умна, остроумна, но... уродлива, да.

Тем не менее она не унывала и была весела, любезна, общительна, любила душевные застольные беседы и отличалась таким редким при дворе свойством, как порядочность.

Ее тетя работала в Версале фрейлиной, и, при случае, пристроила туда и Франсуазу.

На заглавном портрете - ее госпожа. Дочь Людовика Четырнадцатого, причем, законная, от его любовницы, герцогини де Лавальер, Мария Анна де Бурбон, принцесса де Конти.

И вот там - то молодую фрейлину заметил брат ее госпожи, законный сын Людовика 14, более того - его наследник, Людовик Великий Дофин (1661-1711 гг.)

 Людовик
Людовик

Людовик был приятным, симпатичным человеком с утонченным вкусом. Он был единственным выжившим законным наследником своего отца, поскольку его родители находились в близком родстве. И... ему была не судьба занять престол - его отец жил очень долго и пережил и сына, и внука (сына нашего Людовика Великого Дофина - просто Людовика Дофина), и уступил престол только правнуку, внуку человека на портрете - который и стал Людовиком Пятнадцатым.

Но это было делом будущего, а на момент наших событий на Людовика Великого Дофина смотрели как на будущего короля.

Так вот, в 1690-м году он овдовел. Жене он своей не изменял, но потом у него появились дамы сердца, и даже дети от них, и когда он обратил внимание на страшненькую фрейлину сестры, сперва все, и она в том числе, подумали о перспективе стать одной из многих мимолетных увлечений наследника.

Дофин стал посылать Франсуазе подарочки, которые она принимала, но и только. Никакой другой реакции не было.

Пошли сплетни. Они дошли до ушей принцессы де Конти, и хотя фрейлина ей все объяснила и подарки показала, принцессе ход событий не понравился и она удалила Франсуазу из своего окружения.

Дева укрылась в одном из монастырей Парижа.

Дофин был неприятно удивлен, обнаружив ее исчезновение. Предпринял расследование, нашел, и давай опять посылать подарочки.

Опять пошли сплетни.

Принцесса отправила Франсуазу в другой монастырь, потом к родственникам... Началась такая игра в прятки - деву скрывали, Дофин ее искал. Находил. Радовался. Ее опять скрывали - и все начиналось сначала. При этом, никаких авансов она Дофину не делала и вообще была влюблена в другого.

Постепенно зрители сообразили, что принц - то реально влюблен! (Хотя, надо сказать, такие игры, возможно, сильно этому и посодействовали). Тут уж слух доходит до короля - и он принимает решение вообще постричь Франсуазу в монастырь куда - нибудь в глубокой провинции.

И тут неожиданно на помощь приходит морганатическая супруга Людовика 14 - госпожа Ментенон. Которая открывает ему глаза на то, что он, собственно, сам вел себя как его сын, и теперь счастлив. Она так же замечает, что отношения Дофина и Франсуазы чисты - дева не торгуется, она просто не хочет быть использованной и покинутой.

В итоге от них все отстают, и, примерно в 1695 году Дофин, наконец, догнал Франсуазу и женился на ней. Это была закрытая церемония, и дева уже была беременна. У нее родился сын, который никому особенно был не нужен - он умер в возрасте 2 лет и его даже не крестили - ребенок умер без имени. Больше детей у пары не было.

Этот брак все приняли. Ну как приняли... Перестали преследовать Франсуазу, но титула и официального признания она не получила, жила замкнуто, никуда не лезла, ни на какие мероприятия ее не брали - такая комнатная жена. Она вела себя максимально скромно и именно этой скромностью, непритязательностью и принятием такого к себе отношения и вызвала симпатию даже у короля.

На Дофина она влияла благотворно - это все заметили. Он перестал пить, стал спокойнее, усердно молился... Совсем другой человек! Что тоже добавило плюсиков Франсуазе.

А потом Великий Дофин умер. О оспы.

Он умер в замке, куда ее не пускали. Так что пока он болел - она не могла быть рядом, и о его смерти узнала, когда о ней узнали все.

Он составил на жену завещание, которое делало ее очень богатой, но она завещание порвала, и жила потом на небольшую назначенную ей пенсию от короля, очень скромно, потому что половину денег отдавала на благотворительность.

Ну и все. Умерла всеми забытая, но, по крайней мере, ее имя вызывало не негатив, а уважение.

П.С. Франсуазу часто путают с ее сестрой и называют Марией. Мария - это не она.