Приветствую моих пытливых и интересующихся читателей!
Возможно, у кого-то из Вас уже есть опыт посещения психолога, а кто-то только собирается к нему пойти. А может Ваш друг или знакомый был клиентом психолога и поделился впечатлениями..
Часто бывает так, что, идя к психологу, человек имеет определённые ожидания, которые не всегда оправдываются. В результате, он уходит разочарованным. Поэтому сегодня мне хотелось бы развеять один из мифов о психологах. Миф заключается в том, что психолог, якобы, обязательно должен что-то посоветовать, подсказать верное решение Вашей проблемы. Но это представление ошибочно, а почему - мы сегодня разберёмся вместе.
Начнём с того, что не следует путать совет и рекомендацию. Это, всё же, разные вещи. Поясню. Психолог может порекомендовать Вам почаще отмечать успехи Вашего ребёнка и хвалить его. Для установления между Вами доверительных отношений и повышения самооценки ребёнка. Или же может дать задание попробовать новую стратегию поведения в ситуации, которая вызывает затруднения. Например, если Вы застенчивый человек и испытываете сложности в установлении контактов с другими людьми, психолог может предложить инициировать такие ситуации, вместо того, чтобы их избегать.
Допустим, Вам неловко спрашивать что-то у незнакомых людей, просить помощи. Для того, чтобы Вы поняли, что в этом нет ничего зазорного и никто на Вас косо не посмотрит, можно превратить это в упражнение. То есть намеренно спрашивать что-то у людей на улице, в транспорте: время, как найти дом номер .., сколько остановок ехать до поликлиники и т.д. И, конечно, отмечать реакцию людей и свои ощущения. Так вот, возвращаясь к психологам, такое задание также нельзя назвать советом.
Тогда что же такое совет? Вы просите совета, если задаёте вопросы типа: "Как мне следует поступить: сменить работу или остаться на старой?, развестись или сохранить семью?, стать вегетарианцем или продолжать есть мясо?.. Но посоветовать что-то Вам может и друг или кто-то из Вашей семьи. А если после таких советов Вы всё же пошли к психологу, значит ни один из советов не сработал.
Итак, перечислим причины, по которым психологи не дают советов:
1. Взгляд психолога на Вашу проблему может отличаться от Вашего собственного. Не потому что он профессионал, а Вы нет, а потому что каждый из Вас - человек со своим опытом, мнением, взглядами, убеждениями. Задача психолога - не навязать клиенту своё решение, а помочь Вам принять решение, комфортное именно для Вас. Пусть кому-то другому оно покажется нелепым, но главный критерий - чтобы оно подходило Вам. Возможно, психолог уже сталкивался с подобной ситуацией. Я намеренно говорю "с подобной", а не "с такой же", потому что одинаковых ситуаций не бывают. Даже у похожих могут быть разные причины, и обязательно есть свои нюансы. Поэтому не может быть никаких универсальных решений!
2. Вы знаете все нюансы своей ситуации. Но, рассказывая о ней кому-либо, Вы никогда не дадите сто процентов информации. Безо всякого умысла, рассказывая даже о нейтральном событии, мы упускаем какие-то детали (вспомните игру "Испорченный телефон"). А на приёме у психолога, помимо нашей воли, включается защитный механизм сопротивления, и мы просто забываем рассказать о чём-то. Сопротивление - работа нашего подсознания. На сознательном уровне мы желаем, чтобы наша проблема была решена. А на подсознательном - сопротивляемся любой новизне, цепляясь за что-то устаревшее, некомфортное, зато привычное и знакомое. Поэтому вполне логично, чтобы решение принимал тот, кто владеет полной информацией. То есть, сам клиент.
3. Задача психолога - научить клиента брать ответственность за свою жизнь, за свои действия. Этому нельзя научить, принимая за человека решения. А давая совет, психолог снимает с клиента часть ответственности и перекладывает её на себя. Процесс консультирования подразумевает, что клиент - разумная, самодостаточная личность. Что у него достаточно сил и внутренних ресурсов, чтобы справиться с ситуацией. Психолог не решит за Вас проблему, но вместе Вы можете рассмотреть разные варианты и наметить пути решения.
4. Принимая решение изменить что-то в своей жизни, следует понимать, что решить - не всегда значит решиться. Иногда принятое решение долго дожидается своего часа. Это говорит о том, что желание изменений должно зародиться внутри, а не прийти извне.
Правда, иногда психолог может применить приём "самораскрытие". Если он сам был когда-то в похожей ситуации, то может поделиться своим опытом, рассказать как решил проблему. Но это не будет навязыванием готового решения или попыткой подогнать его (решение) под Ваш случай.
Психолог обязательно будет говорить с Вами о чувствах. Вопросы: "Что ты чувствуешь, когда говоришь/вспоминаешь об этом?, "Что ты тогда почувствовал? - самые часто задаваемые в процессе работы с психологом. Потому что очень важно опираться не только на факты, но и сверяться с чувствами, когда необходимо разрешить какую-то ситуацию. Да и вообще, обращаться к своим чувствам, анализировать их - довольно полезная привычка. Надо только войти во вкус.
И всё же, я не стала бы однозначно утверждать, что психологи никогда не дают советов своим клиентам. Как мы сегодня выяснили, не бывает одинаковых ситуаций, обстоятельств и универсальных решений. Психологическое консультирование подразумевает взаимодействие двух людей, двух личностей. И процесс этот должен проходить в атмосфере доверия и безопасности. Если есть взаимное доверие, и клиент чувствует себя в безопасности - то есть откровенен, не стыдится рассказывать о своих чувствах - значит у него с психологом сформировался хороший терапевтический альянс.
Психолог в процессе консультирования опирается не только на свои знания и опыт, но и на свои чувства, ощущения, профессиональную и человеческую интуицию. Он чувствует момент, когда лучше применить ту или иную технику, когда промолчать, давая клиенту выговориться. Точно также и с советами. Есть правила и есть исключения из правил. Бывают такие ситуации, когда психолог чувствует, что вот именно сейчас необходимо дать совет или высказать своё мнение, и поступает согласно своему ощущению. Такой совет оправдан, если помогает уберечь клиента от каких-то необдуманных действий, опасных ситуаций..
Консультирование - это живой процесс, уникальный в каждом случае. Клиенту нужно понимать, что психолог не обязан давать ему совет. А если он, всё же, это делает, тут уже клиент вправе решать - воспользоваться советом или поступить по-своему.
Статься защищена авторскими правами.
Свидетельство о публикации №222091000777
Благодарю за прочтение! Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.