Найти в Дзене

Портрет народной жизни. Как гуляли донские казаки.

Все фотографии, которые использованы в статье взяты из свободных источников. Их автором был фотограф Иван Васильевич Болдырев (1850 - ?? гг.) Он родился на Дону, был донским казаком и фотографировал знакомый ему быт. Здесь, в частности, почти все фотографии сделаны в станице Цимлянской в 1875 - 76 гг. Примерно к этому времени относятся и обычаи донских казаков, о которых рассказано будет в статье. Быт донских казаков имел особенности, которые происходили из условий их жизни. Главных этих условий было 2: Эти особенности сказывались даже на том, как казаки гуляли и отмечали праздники. К примеру, даже свадьба - от момента сватовства до момента непосредственно бракосочетания обставлялась как некое военное мероприятие. Прежде всего это отражалось в терминологии: невеста это крепость, жених - войско, который эту крепость должен взять. На свадьбе жених часто находился в военной форме. Песни пели - военные, беседы вели - о былых походах, даже танцы сильно смахивали на военные упражнения. После

Все фотографии, которые использованы в статье взяты из свободных источников. Их автором был фотограф Иван Васильевич Болдырев (1850 - ?? гг.) Он родился на Дону, был донским казаком и фотографировал знакомый ему быт. Здесь, в частности, почти все фотографии сделаны в станице Цимлянской в 1875 - 76 гг. Примерно к этому времени относятся и обычаи донских казаков, о которых рассказано будет в статье.

Быт донских казаков имел особенности, которые происходили из условий их жизни.

Главных этих условий было 2:

  • государство в их внутреннюю жизнь особенно не вмешивалось,
  • военный уклад жизни.

Эти особенности сказывались даже на том, как казаки гуляли и отмечали праздники.

К примеру, даже свадьба - от момента сватовства до момента непосредственно бракосочетания обставлялась как некое военное мероприятие. Прежде всего это отражалось в терминологии: невеста это крепость, жених - войско, который эту крепость должен взять. На свадьбе жених часто находился в военной форме. Песни пели - военные, беседы вели - о былых походах, даже танцы сильно смахивали на военные упражнения. Последнее - кстати, не только на свадьбе, но и вообще на любом празднике.

-2

Все гуляния делились на частные и общественные.

К частным относились, естественно, семейные события: свадьба, крестины, уход или приход с военной службы.

Особенностью таких семейных гуляний было то, что приглашали на них только и исключительно родственников. Не пригласить родственника означало рассориться с ним навеки. А вот друзей или соседей не звали, и это было нормально. Они могли наблюдать за ходом праздника из - за забора, шутить, комментировать, но их не приглашали и обиды не было. Таков был обычай.

Однако отмечается, что это было принято в станицах. А вот если семья жила на хуторе, то звали всех. Это объяснялось тем, что раньше на хуторах селились только родственники, а потом, когда туда стали подселяться и чужаки - обычай просто плавно перешел и на них.

-3

Была еще одна интересная особенность - все, кто гулял, потом всю компанию был обязан пригласить к себе. Если нет такой возможности - то и сам тогда не ходи.

Например, если свадьбу играли в неурожайный год, то гостей не могли часто дозваться, при том, что сами уже потратились на угощение. У людей просто не было средств на ответное мероприятие.

Но отличие основного гуляния от ответного было в том, что первое длилось несколько дней, а второе - несколько часов, но везде с богатым обедом, выпивкой и песнями - плясками. Иногда за день обходили так до 5 дворов.

То есть по факту - начинали гулять у тех, кто пригласил, а потом ходили по всем гостям всей толпой с ответными визитами, так что семейные праздники были долгими)

-4

Как проходило само празднование.

Сперва все шли за стол.

В передний угол стола сажали виновников торжества.

Остальные рассаживались от них: мужчины справа (по старшинству - самый старший около виновников), женщины - по тому же принципу - слева.

Никогда никого не сажали около печки.

Хозяева и их семья пока не садились, а метались, ставя на стол блюда. Когда подавали горячее - хозяин наливал водки, сам и его семья тоже занимали свои места за столом. Потом все вставали, закрывали дверь в комнату, где происходил праздник, и начинали молиться.

Закрывать дверь был старый обычай, истоков которого никто не помнил, но его всегда соблюдали.

-5

После молитвы старший из гостей подавал знак, и все начинали сперва пить, потом есть. Пили не так, как вы представили - рюмка была всего одна.

Хозяин сперва пил сам, потом поил свою семью, а потом обходил с ней гостей - каждому особо наливал, кланялся и подавал. Тот, кто взял рюмку - кланялся в ответ, называл хозяина по имени - отчеству, хозяйку по имени - отчеству, потом на три стороны кланялся всей компании и потом пил.

Есть начинали только после этой первой рюмки, там далее уже водка лилась ведрами и пили ее стаканами.

Число блюд на столе было минимум 10 - максимум 15. Водки выпивали, в зависимости от количества гостей, бывало, и по 20 ведер.

Гости ели и разговаривали, хозяин ходил и подливал всем водки. Когда народ доходил до нужной кондиции - затягивали песни. А где песни, там и пляски. А хозяин все это время бегает с водкой и знай, подливает...)

Собирались как правило утром, расходились поздно вечером, на второй день все приходили опохмеляться.

Ну а далее, как мы уже знаем, следовал обход тех, кто был в гостях - и продолжение банкета...

-6

Общественные гуляния происходили в основном на религиозные праздники. На них приглашали всех, кроме иногородних.

Отмечали на нейтральной территории - например, на лугу. Отдельно сидели дети, отдельно молодые, отдельно - старики. Скидывались деньгами или продуктами. Детей подпаивали и смеялись над тем, как они потом пляшут. Молодые тоже пили, ели и плясали, а вот старики только пили, ели и разговаривали. Пляски им были не к лицу.

Вечером женщины забирали детей и уходили, а мужчины до утра продолжали и засыпали тут же. Утром приходили хозяйки, приносили еще еды и пир продолжался.

-7

Иногда обходились без детей, а иногда - без детей и без женщин.

Все, кстати, было прилично, организованно, без упивания до поросячьего визга и без ругани.

Гуляли до тех пор, пока были деньги (каждое утро их пересчитывали - те, которыми скидывались), иногда гуляли по три - четыре дня...

Такая вот жизнь была на Дону в былые времена...