Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей (учебник п/р Боголюбова, 8 класс, стр. 132); освоение индивидом опыта предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях и пр. (учебник Котовой и Лисковой, 10 класс, стр.9).
В процессе социализации происходит:
(1) формирование личности человека,
(2) освоения им культуры окружающего общества (норм, ценностей), причем часть усваиваемых норм и ценностей становится частью личности человека (этот процесс называется интерниализацией),
(3) усвоение (практическое овладение) требуемыми социальными ролями.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как:
- целенаправленно (в процессах обучения и воспитания), так и
- непреднамеренно, стихийно
Социализация предполагает механизмы как:
- трансляции (прямое обучение и подражание), так и
- поддержания требуемого поведения через инструменты социального контроля.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей (учебник Котовой и Лисковой, там же). В их число входят семья и ближайшее окружение человека, система образования, СМИ, институты духовной культуры (наука, искусство и др.), государство и его институты, общественные организации и политические партии, фирмы, неформальные объединения, трудовые коллективы, церковь и другие религиозные организации.
Единой типологизации процессов социализации не сложилось. Учебник п/р Боголюбова об этапах социализации не говорит ничего, учебник Котовой и Лисковой говорит о возрастных этапах социализации:
(1) первичная социализация – младенческий возраст, социализация в семье до детского сада и в младшей школе; на этом этапе происходит приучение ко взаимодействию с другими людьми, становление индивидуального интеллекта;
(2) промежуточная социализация – подростковый возраст, совпадает с получением формального образования; (1) интеллектуализация личности – получение знаний, развитие навыков мышления, (2) выработка навыков функционирования в условиях формальной организации;
(3) трудовой этап (социализация зрелости) – (1) превращение индивида в самостоятельного экономического агента, (2) создание собственной семьи;
(4) послетрудовой этап (социализация старости) – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности, адаптация к потере профессионального статуса, падению доходов, ухудшению здоровья.
В литературе часто разделяют первичную и вторичную социализацию.
Это деление по главенствующим агентам: первичную социализацию человек проходит в первичных группах (семья, ближайшее окружение), вторичную – во вторичных (школа, трудовой коллектив, армия, церковная община и пр.). Социализация человека в раннем детстве, до начала формального образования проходит в первичных группах. Затем нарастает влияние вторичных групп, но не вытесняет первичные группы полностью.
Ресоциализация - процесс усвоения индивидом новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних.
Десоциализация понимается как отказ от прежних норм (в старости или в процессе ресоциализации, чтобы заменить их новыми).
__________
ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ
1. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация — процесс, обеспечивающий функционирование общества.
2) Первичная социализация связана с устранением сложившихся ранее моделей поведения и приобретением новых.
3) Содержание и методы первичной социализации всегда устанавливает государство.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.
5) Социализация включает как целенаправленное воспитание индивида, так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на него.
2. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация есть процесс освоения индивидом социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.
5) Социализация предполагает только контролируемые процесс целенаправленного воздействия на личность.
3. Выберите верные суждения о социализации индивида. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семья является основным институтом вторичной социализации.
2) Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами — вехами в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я».
3) Десоциализация и ресоциализация — две стороны процесса взрослой, или продолженной, социализации.
4) В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, социализация, как правило, проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.
5) Социализация позволяет ребёнку получить знания и умения, необходимые для полноценной жизни в обществе.
4. Выберите верные суждения с социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализации индивида всегда связала со стихийными, спонтанными влияниями извне.
2) Агенты первичной социализация входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения.
3) Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса.
4) К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения.
5) Социализация индивида завершается к началу его трудовой деятельности.
5. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация связана с принятием индивидом нового социального статуса.
2) Результаты социализации индивида являются объектом социального контроля.
3) В процессе социализации происходит усвоение индивидом имеющегося социокультурного опыта.
4) Агентами первичной социализации в современном обществе являются органы государственной власти.
5) Социализация индивида завершается с его совершеннолетием.
6. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
2) Агентами социализации выступают конкретные люди и организации.
3) Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса.
4) Первичная социализация начинается с поступлением ребёнка в образовательную организацию.
5) Агенты первичной социализации действуют в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
7. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
8. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация — это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
9. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением новых статусов.
2) Результаты социализации зависят от социального окружения человека.
3) Агентами первичной социализации индивида являются СМИ.
4) Социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности индивида.
5) В процессе социализации происходит усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
Ответы к практике см. в комментариях
__________
💡Онлайн-школа New Level School
Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиадам и переходи на New Level! 💪🏻😉
▪️ Сайт — http://newlevelege.ru
▪️ Vk — https://vk.com/new_level_ege
▪️ Канал про инвестиции на фондовом рынке — https://t.me/ag_investment_MSU
▪️ YouTube — https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA/playlists
▪️ ЯндексДзен — https://zen.yandex.ru/id/6235b5f387c29a624fcc135c
▪️ Telegram — https://t.me/new_level_ege
▪️ Instagram — https://www.instagram.com/new_level_ege/
Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)
📊Основы финансовой грамотности
📈Инвестиции на фондовом рынке
Подготовка с New Level School — это:
- занятия онлайн и в записи
- отдельная онлайн-платформа
- актуальная теория по всем темам
- тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
- домашние задания для системного изучения тем
- поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
- качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ
- профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
💡Подробную информацию о курсах смотри на нашем сайте
#егэ2023 #огэ2023 #NewLevelSchool #егэобществознание #огэобществознание #фипи #обществознание #школа #мгу #двимгу