Найти в Дзене
Запятые где попало

Условия игры... Глава 24

Условия игры... Глава 23
Запятые где попало5 октября 2022

Глава 24

2014 год

Павел запил таблетку водой и посмотрел на часы. Сердце прихватывало с утра, но на вручение дипломов в МГУ он всё равно собирался, хотя после смерти Юры в этом было уже гораздо меньше смысла. Вот если бы Воропаев видел, как его Сашка получает обычный диплом, а Андрей – красный… Но всё равно – там будет Сашкина мать, Малиновские, и, поразмыслив, Павел решил церемонию не пропускать. В этом дипломе и его заслуга. Это он всегда заставлял Андрея учиться отлично, с первого класса дал понять, что троек и тем более двоек не потерпит. И вот результат. Если бы во всём прочем сын так же удался, как в учёбе…

Выезжать было ещё рано, и Павел прошёлся по квартире – слишком большой для него одного, пустой и тихой. Подумал, что отношения с Андреем всё-таки не те, которых он хотел бы. С тех пор как они поссорились, когда Павел предлагал сыну курсы в Питере, а тот вывалил ему новости – мол, женат и собираюсь стать отцом, – общались они лишь как начальник и подчинённый. Ничего сверх. Раньше Андрей хоть как-то пытался контактировать с Павлом, правда, чаще всего не вовремя и вечно заводил разговоры на малоинтересные темы, но когда это прекратилось, Павел неожиданно для себя испытал не облегчение, а досаду. Растил, учил – и что? Андрей ведёт себя не как родственник, а как помощник президента компании, да ещё и с явным намерением занять место самого президента. Тут Павел ловил себя на чём-то, близком к панике. Наверное, так чувствуют себя старые волки, когда начинают промахиваться и понимать – вот-вот придётся уступить дорогу молодым. И хорошо ещё, если эти молодые тебя не загрызут. Это тоже было странно. Ведь он не только настраивал Андрея на будущее руководство компанией, он даже забрал его у Риточки именно с этой целью – чтобы было кому оставить дело. Не просто имущество, которое можно вручить и девчонкам, а бизнес. Им надо управлять, его надо совершенствовать. Для этого больше годится парень. Андрей был нужен ему как смена ещё тогда, когда пускал слюни и копался в песочнице. Теперь он вырос, сегодня получит свой красный диплом – и… Павлу не по себе. Неужели всё? Жизнь почти кончена? И сын не похвалится этим дипломом, не поделится радостью, не предложит банально выпить вместе, а, скорее всего, потребует место вице-президента, о чём заводил речь в последние полгода. Он уже перерос должность помощника, ему нужно нечто более масштабное и высокооплачиваемое. И Павел понимал – ему придётся назначить Андрея на эту должность. Это правильно, ход времени не отменить. А то, что ему вдруг захотелось какого-то общения вне делового формата, скорее всего – возрастное, связанное с усталостью и болячками. На старости лет из многих лезет глупая сентиментальность. В последний год сердце напоминало о себе всё чаще, и по-хорошему Павлу нужно было бы лечь в больницу, подлечиться и вообще заняться собой. Но даже этого он боялся. Стоит выпустить компанию из-под контроля, вернёшь ли этот контроль?

Ко времени выезда Павел так и не разобрался – радоваться ли ему, что сын закончил университет и станет теперь работать в полную силу, или паниковать, что, не отвлекаясь на учёбу, Андрей сделается уже не столько его заместителем, сколько конкурентом. Испытывать ли удовлетворение, что компания, являющаяся делом его жизни, так же привлекает наследника, что он определённо способен к бизнесу, трудолюбив и умён, ему можно доверять, или вспомнить разочарованно, что за бардак у этого наследника в личной жизни…

Впрочем, бардак вспоминать не пришлось, он объявился перед глазами Павла в полном формате, лишь только он подъехал на место вручения дипломов. Нынешнее семейство Андрея… Девочка Катя, пусть и повзрослевшая и похорошевшая внешне, но всё равно – не из круга, достойного сына президента «Зималетто», её дед, развалина с палкой, напоминающая о грустных перспективах любого мужчины, ведь никто не молодеет, какая-то крашенная в ярко-рыжий цвет помятая тётка, цепляющаяся за этого деда, и годовалый ребёнок в полосатой панамке. Андрей сделал всё неправильно. Если уж так приспичило жениться – женился бы на Кире Воропаевой. Это было бы неплохо для бизнеса. Но выбрать такую Катю… Да ещё и съехаться с ней, продав квартиру. Впрочем, голоса разума Андрей в прошлом году не слышал, чуть что принимаясь орать, мол, это его жизнь. И ладно бы просто орал, но заявлял о готовности уйти с горизонта Павла и существовать самостоятельно. Попытавшись упрекнуть сына в том, что сам-то он пока ни на что особенное не заработал, напомнить, что и квартира, и машина, и акции – его подарки, услышал в ответ, что это можно рассмотреть как компенсацию за украденное детство. За то, что его родили случайно, забрали у матери и дрессировали вместо того чтобы любить. Слова Андрея, что они в расчете и теперь могут расстаться и так придётся поступить, если Павел намерен на него давить, были очень серьёзными. Уж в интонациях Павел разбирался. Когда-то сын боялся его, позже – предпочитал не связываться и не пререкаться, теперь всё изменилось. У Андрея появилось своё мнение, и считаться с Павлом он не будет. Возможно, всё это было естественно, но очень задевало. Он хотел вырастить самостоятельного, решительного и способного на поступки человека, а вырастив, его же и опасался. И всё что ему осталось после стольких лет, посвященных не только работе, но и выращиванию ребёнка, – это деловые отношения, приправленные агрессией, проявляющейся, стоило Павлу, по мнению Андрея, вмешаться в то, во что не следовало. И это сын ещё не стал вдаваться в подробности давней истории с его матерью. Нашёл расписку и не стал копать. Не хочется и представлять, что было бы, узнай он всю правду. Порой Андрей казался ему даже слишком жёстким в общении. Притом что стоило сыну увидеть вот эту свою Катеньку, как он расслаблялся и превращался в другого человека…

– Пойдёмте, я провожу вас в зал, – Андрей появился перед Павлом, приглашая всех проследовать за собой. Краем глаза Павел увидел Рому Малиновского, тоже встретившего свою семью. Воропаевых в поле зрения не было.

В зале Павел сел с краю, чтобы можно было выйти, если позвонит кто-то действительно важный. На соседнем кресле разместилась Катя с ребёнком на руках. Пацан приходился Павлу внуком и, наверное, должен был вызывать какие-то эмоции, но не вызывал. Да, родственник, и не исключено даже, что вот этот гном в панамке потом в свою очередь станет руководить компанией «Зималетто», но до этого Павел уже не доживёт, а значит, и думать о нём нечего.

Ребёнок крутился, и Катя дала ему в одну руку печенье, в другую – бутылочку с соком. Посадила спиной к Павлу, виновато улыбнувшись. Позаботилась, чтобы не запачкал. Что ж, ей повезло, отхватила из мальчиков курса самого перспективного, родила и теперь, даже если они с Андреем расстанутся, сможет получать хорошие алименты. Всё-таки экономическая хватка у неё есть. Сосредоточившись на сцене, Павел выбросил соседку по креслу из головы – ровно до того как ребёнок кинул бутылку на пол. За ней, кряхтя, полез ветхий дед и тут же – его крашеная спутница, а пацан что-то там заканючил и принялся хватать пуговицы на Катином платье, пытаясь расстегнуть их. Катя извинилась, подхватила малыша и покинула зал. А дед взмахнул бутылкой и зачем-то пояснил Павлу:

– Разволновался, маленький ещё, а тут непривычно.

Прикинув, что внуку уже год и почти два месяца, Павел подумал – нормально ли, что его ещё кормят грудью? Даже если он якобы разволновался. Или это уже отставание в развитии? Проводив Катю взглядом, Павел увидел и Воропаевых. Сашки нет, он сейчас там же, где Андрей, а рядом с матерью – Кира и Кристина, периодически прилетающая из очередных странных мест мира. Надо же, притащилась на праздник братца. Сидит с воздушными шариками в руках и идиотской улыбочкой. Кристина никогда не придёт в «Зималетто», Кирочка учится на отделении дизайна, придёт или не придёт – вопрос, а Саша… Сравнивать их с Андреем теперь просто смешно. Андрей обогнал его, и вряд ли может случиться нечто, способное сократить разрыв в навыках и опыте. Теперь в компании даже не нужно играть в демократию. Никаких выборов. Павел может просто назначить Андрея хоть вице-президентом, хоть сразу президентом-преемником. И никто не скажет, что он продвигает своего сына. Слишком всё всем очевидно… Воропаевы проиграли.

Катя вернулась, передала мальчика деду и присоединилась к группе, выходящей на сцену. Все вышли из-за кулис, а Катя и ещё одна девица – из зала. Вероятно, и у второй уже был приплод…

– У Катюхи тоже мог бы быть красный диплом, – сказал дед Павлу, – но ребёнок, конечно, важнее.

И принялся рассказывать шёпотом, который было почти не слышно из-за шума вокруг, как Катьке повезло с Андреем и как Андрею повезло с Катькой. И что они оба – молодцы и отличная семья, хотя вроде бы и такие юные. Вот он в их годы был куда ветренее, бегал по бабам и протянул с женитьбой почти до сорока. Кстати, почему они с Павлом ещё толком не знакомы? Дед понимает: бизнес – это очень сложно, но почему как-нибудь не посидеть по-семейному? Пацан мусолил печенюшку, не столько заедая молоко, сколько пачкаясь. Андрей же, вернувшись со сцены с красной корочкой, даже не заметил, что сын уделался, сразу посадил его к себе на колени и позволил хватать себя и свой диплом грязными руками… Ребёнок сиял и что-то неразборчиво лепетал, радуясь возвращению папаши так, как сам Андрей Павлу, кажется, никогда не радовался. После вручения дипломов предполагался ещё концерт.

– Мне пора, – сказал Павел Андрею. – Я… тебя поздравляю.

Доехав до первого же светофора, почувствовал, что сердце схватило как-то особенно – сильнее, чем обычно. Но расслабляться было нельзя. Учуяв слабость старых волков, молодые всегда идут в наступление. Подумав, что Андрей после защиты диплома намеревался взять отпуск и увезти нечто, сидящее сейчас у него на руках, за город, Павел решил – сейчас это даже кстати. Пусть едет. Не видит его нездоровья. Попытавшись ещё раз осознать, что маленький Валера – его внук, Павел с задачей не справился. Андрей не был похож на Павла, он был сыном Риточки и остался им и внешне, и, как выяснилось, внутренне, а Валера не был похож и на Андрея. Катино дитя, словно Андрей пропустил процесс его зачатия. А значит, к Павлу он уже не имеет никакого отношения… Правда, Павел слышал, что внуки часто напоминают дедушек и бабушек, а Андрей наверняка не остановится на одном ребёнке, такие семейки не останавливаются, и, может быть, их следующий потомок возьмёт что-то и от Павла. Но так ли это нужно вообще? Сердце отпустило, и можно было ехать дальше…

Условия игры... Глава 25
Запятые где попало8 октября 2022