Российские вузы последние годы наращивают качество приема, на это указывает постепенный рост глобального проходного балла ЕГЭ. Так, доля зачисленных на первый курс с очень высокими баллами студентов за последние три года выросла с 18,9% до 22,2%.
Тенденция налицо — в университеты приходят все более сильные абитуриенты. Но профессура утверждает, что качество студенческого контингента остается низким. Более того, растет неоднородность студентов — у них слишком разная академическая подготовка и отличающиеся установки на получение высшего образования.
В условиях трансформации образовательной системы важно проанализировать причины этого «феномена». Понимание образовательных моделей поведения студентов может дать вузам определенные конкурентные преимущества. Проблематику обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Эксперты:
- Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.
- Исак Фрумин, главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.
- Иван Груздев, руководитель Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.
Ключевые выводы семинара
— Оценки студенчества слишком зациклены на подсчете среднего академического капитала и мало учитывают степень неоднородности учащихся.
— Российские вузы слишком полагаются на пассивные формы вовлеченности в образование. В результате интерес студентов к процессу обучения на дистанции «от поступления до выпуска» обычно падает.
— Для объяснения различий в поведении студентов нужно использовать как академические культуры, так и ментальные модели.
— Вовлеченность студентов должна стать важнейшим предиктором образовательного процесса. Учащиеся должны «не высиживать» в аудиториях диплом, а развивать себя.
Иван Груздев: «Студенты в новой образовательной модели рассматриваются как те, кто воспринимает университет, как возможность. Образование — в первую очередь, возможность расширить свой потенциал на рынке труда, а также в рамках социальной и личностной самореализации».
Чтобы реализовать такую модель и повысить вовлеченность студентов, от вузов потребуется активное внедрение индивидуальных образовательных треков, развитие универсальных компетенций (soft skills), использование дополнительной инфраструктуры в качестве ресурсного фактора.
Образование по-другому -> t.me/newwayofedu