Буквально через несколько дней своё 30-летие встретит одна превосходнейшая работа. Сегодня поговорим о значимости восьмого студийного альбома R.E.M., которой он не теряет год от года.
Как вы помните, R.E.M. уже стали суперзвёздами, а выход в 1991 году «Out of Time», главным синглом с которого вышла бессмертная песня «Losing My Religion», окончательно вывел карьеру четвёрки в максимальный космос. Самое занятное в этом то, что группа не поехала в турне поддерживать пластинку, довольствуясь лишь редкими интервью, маленькими клубными концертами и выпуском синглов с видеоклипами.
Однако отсутствие тура сделало более комфортной работу в студии. Уже в процессе записи «Out of Time» в студии рождались песни, готовые для будущего альбома. К примеру, культовые «Drive» и «Nightswimming». Первые официальные демосессии для «Automatic for the People» датируются июнем 1991 года.
Удачным оказался февраль 1992-го. R.E.M. сначала получили три упомянутых ещё в прошлом материале статуэтки «Грэмми» за достижения «Out of Time» и «Losing My Religion». Их заслуги отметили и за океаном. 12 февраля на церемонии Brit Awards четвёрка из Джорджии выиграла звание «Лучшей международной группы».
Конкуренты просто огонь. Guns N' Roses, U2, INXS! По сути, «Out of Time» официально побил не менее великие «Use Your Illusion» и «Achtung Baby».
Далее следует закономерный вопрос: можно ли вообще превзойти подобные достижения? И если ответ положительный, то КАК?
«Очень среднетемповая, чертовски странная. Больше акустики, больше органной музыки, меньше барабанов».
Майкл Стайп так описывал в марте 1992 года музыку, которую готовили R.E.M. к своему следующему релизу.
Схема была весьма похожей на ту, что успешно применяли для «Green» и «Out of Time»: Билл Берри исполнял обязанности бас-гитариста, Майк Миллз играл на пианино или клавишных, а Питер Бак часто брал в руки бас-гитару или мандолину. Вместе, без активного участия Стайпа, они устроили обычный музыкальный мозговой штурм.
«Мы сочиняли одну песню в четверг, записывали её в тот же вечер и никогда больше не проигрывали. Затем, когда мы делали запись, у нас был этот список примерно из 25 песен».
Питер Бак для книги Reveal: The Story of R.E.M. о первых сессиях.
Весной 1992-го работа шла довольно лихо. Группа перемещалась из одного города в другой (Атенс, Новый Орлеан, снова Атенс, Майами, Атланта, Сиэтл), из одной студии в другую. Идеи рождались и воплощались одна за другой. Не обходилось и без трудностей. К примеру, текст для блестящего хита «Man on the Moon» Майкл Стайп не мог придумать до самых последних дней записи. У группы было готовое демо, но не было текста.
«Я находился под огромным давлением, чтобы закончить это единственное музыкальное произведение, которое так понравилось группе. Мы уже записали материал, достойный альбома, и у меня просто закончился запал. Я не чувствовал себя способным написать ещё одну песню и просто сказал группе: "Дайте мне пару дней погулять по Сиэтлу в наушниках, чтобы посмотреть, что получится". Так и родился окончательный вариант песни «Man on the Moon».
Майкл Стайп для книги Reveal: The Story of R.E.M.
И как же не отметить превосходные оркестровки на нескольких композициях альбома! За них отвечал никто иной, как Джон Пол Джонс. Да, тот самый бас-гитарист Led Zeppelin, который давно уже всем был известен в качестве более разностороннего музыканта, нежели просто тени Планта, Пейджа и Бонэма.
«С Джоном Полом Джонсом было здорово работать. Он знает, как заставить правильно играть практически каждый инструмент. Он отличный аранжировщик и очень милый парень».
Питер Бак для книги Reveal: The Story of R.E.M. о первых сессиях.
В свою очередь Джонс тоже хвалил группу:
«У них были отличные песни, в которые вы действительно можете вникнуть как аранжировщик».
Получившийся результат оказался очень далёким от первоначального. Вместо бодрого рокового саунда R.E.M. записали мрачный и созерцательный альбом. Но совсем не лишённый оптимизма.
На пластинку в итоге вошло 12 песен. 1 инструментал, 6 синглов (среди которых и бессмертные хиты) и 5 просто отличных альбомных вещей. К сожалению, Майк Миллз на этот раз уже не пел сам. Но Майкл Стайп был в порядке. И это на фоне раздувавшихся прессой слухов о его плохом здоровье.
В ноябре 1991 года умер вокалист Queen Фредди Меркьюри. Причину смерти вы точно знаете. По первости участники группы отклоняли все слухи о болезни вокалиста, но турне в 1986 году в итоге стало последним для группы. Выпустив «The Miracle» и «Innuendo», Queen не изменили решения и отказались от гастролей. А их солист появлялся на публике всё реже.
R.E.M. в итоге отказались от гастролей и в 1992-м. Вкупе с тяжёлым содержанием «Automatic for the People», слухи о болезни Стайпа распространялись вовсю. Но они оказались совершенно беспочвенны, ведь музыкант здравствует и поныне.
Что тут скажешь? Альбом получился выдающимся. И даже если бы вдруг по какой-то чудовищной причине он оказался последним в карьере R.E.M. – едва ли кто-либо пожалел бы об этом.
«Drive», «Everybody Hurts», «Nightswimming» – три выдающихся баллады. Чудесная ода странному комику Энди Кауфману в той самой трудной «Man on the Moon». Великолепная завершающая «Find the River», которая подводит итог «Automatic for the People» на позитивной ноте. Да даже нарочито весёлая «The Sidewinder Sleeps Tonite» не оставляет равнодушным. Но об этих песнях поговорим отдельно в синглоразборах, поэтому давайте лучше я представлю вам менее известные песни.
• «Try Not to Breathe» – грустная мелодия рассказывает историю о человеке, который подвергает себя убийству из милосердия, вместо того чтобы терпеть новые страдания.
По легенде, в проигрывателе лидера группы Nirvana и хорошего друга Стайпа, Курта Кобейна звучал именно альбом «Automatic for the People», когда он покончил с собой. Такая себе реклама, но история поучительная. Слушайте альбом целиком.
• «New Orleans Instrumental No. 1» – хороший инструментал, добавить нечего.
• «Sweetness Follows» – моя любимая песня из малоизвестных.
It's these little things, they can pull you under
Live your life filled with joy and thunder
Yeah, yeah, we were all together
Lost in our little lives
В жизни полно проблем, но смерть – куда большая драма, нежели всё, что происходит в реальности.
• «Monty Got a Raw Deal» – ещё одна песня-посвящение, как и в случае с Энди Кауфманом. На этот раз речь о Монтгомери Клифте, известном голливудском актёре середины XX века, прожившем всего 45 лет. Всё из-за саморазрушительного образа жизни, вызванного последствиями аварии на пике славы.
• «Ignoreland» – вторая максимально роковая песня альбома, по стилю вполне подходящая для следующего релиза R.E.M. Или для «Document», куда она заходит как родная из-за политического оттенка. Ребята не забыли свои корни и сочинили песню о спорной политике Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего и прочих республиканцев.
Разочарование от того, какие люди приходят к власти, вполне сходится с названием – лучше игнорируйте их и пойте песни протеста. Впрочем, глядя на современную Россию, это не всегда помогает. Совсем.
• «Star Me Kitten» – чистый каламбур и ничего более.
I'm in your possession, so fuck me, kitten
Ну вы поняли.
Релиз альбома «Automatic for the People» состоялся 5 октября 1992 года в Великобритании. На следующий день после альбом выпустили и в США. R.E.M., конечно, были мегапопулярны и востребованы, поэтому пластинку в любом случае ждал успех. Но никто и не подозревал даже, что новый релиз как минимум повторит результат «Out of Time». Тем более имея ввиду достаточно интимный характер альбома.
Однако.
Альбом занял лидирующую позицию в Великобритании в первую неделю после выпуска, сбросив с вершины такого монстра, как «ABBA Gold: Greatest Hits». А затем возвращался в лидеры ещё три раза весной 1993 года, раз за разом обходя новые альбомы местных легенд: Дэвида Боуи, Клиффа Ричарда, New Order. Семикратно платиновый только на островах. Вот как любили R.E.M. в Великобритании.
«Automatic For The People – это R.E.M. на самом пике своей формы».
Так заявил рецензент журнала Melody Maker, думая не только о значимости конкретно взятого альбома, но и о здоровье Майкла Стайпа.
R.E.M. действительно вновь отказались от гастролей в поддержку своего нового альбома, но это нисколько не помешало «Automatic for the People» получить всеобщее признание. По количеству платин в США он достиг той же отметки, что и «Out of Time».
Группа снова была номинирована на «Грэмми». На сей раз в трёх категориях, в том числе и за самую главную: «Альбом года». Но увы, их не совсем по делу обставила Уитни Хьюстон, чей саундтрек для фильма с ней же в главной роли под названием «Телохранитель» ураганом прошёлся по премии того года. Остальные номинации R.E.M. тоже проиграли.
Но мы то с вами знаем, что лучший показатель величия. Это похвала журнала Rolling Stone. Рецензент поставил альбому максимальные пять звёзд, а в 2020 году, наряду с «Murmur», именно «Automatic for the People» признал величайшим релизом R.E.M.
Что тут добавить? Удивительно, но во времена царствования гранжа четвёрка из Джорджии второй раз подряд создала альбом, не имеющий вообще ничего общего с популярным на тот момент жанром. При всей своей изначальной депрессивности и мрачности, «Automatic for the People» заканчивается крайне оптимистично и подводит справедливый итог в «Find the River»:
Strength and courage overrides
The privileged and weary eyes
Of river poet search naiveté
Pick up here and chase the ride
The river empties to the tide
All of this is coming your way
Закончу я, пожалуй, цитатой Майка Миллза:
«Мы хотели добиться успеха. Но на самом деле мы достигли всего, чего хотели ещё в 1981 году, когда мне не нужно было подрабатывать».
В следующем большом рассказе поговорим о том, как R.E.M. всё-таки ударились в более тяжёлое звучание. И что из этого получилось.
Хотелось бы узнать ваше мнение об альбоме «Automatic for the People». Для меня он годами входит в ТОП-3 лучших произведений группы и лучший альбом, выпущенный в 1992 году кем бы то ни было. Цельный, меланхоличный, при прослушивании заставляет задуматься и принимать более верные решения. Надеюсь, что я не один такой.
Понравилось? Ставьте статье лайк. Напишите комментарий по теме.
Впервые на моём канале? Подпишитесь и ждите новые статьи.
Хотите помочь ещё и материально? Можете перейти по ссылке ниже.
https://yoomoney.ru/to/410013170821038
Остальные материалы по творчеству R.E.M. ждут вас в соответствующей подборке, расположенной на главной странице моего канала или по ссылке ниже. Вы найдёте все рассказы об альбомах и синглах группы вплоть до релиза «Automatic for the People».
Рекомендую подписаться и на мой канал в Телеграме. Там периодически появляются анонсы новых материалов и происходит общение с наиболее активными читателями блога.