Александра Трусова опять решила, что ей нужны перемены. Лед Хрустального снова теперь для нее становится чужим. Обсуждать будем. Осуждать? А толку-то. Да и ход вполне ожидаемый. Правда, запоздалый какой-то. Но стиль прежний.
Уход Александры из группы Этери Тутберидзе тогда, сразу после Олимпийских игр, идеально ложился бы в картину, которая виделась всем со стороны. Есть цель – золото Олимпийских игр. И есть путь к ней: пять четверных прыжков в произвольной программе. Саша сделала их все с выездом. И опять впрыгнула в историю. Но в цель вновь не попала. Потеряла-то золото еще в короткой программе, давшей преимущество Анне Щербаковой более чем в пять с половиной балла.
Вот и получилось: что жаждала сделать, сделала. Что жаждала получить – не получила. Серебро в Пекине было ей не нужно. А золото ей не принадлежало.
После Олимпийских игр у российских фигуристов уже не было чемпионата мира. Наступило время шоу и, пусть и спортивных, но тусовок. Начались хождения на камеру: попробовать один вид спорта, другой, представить себя в роли прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, а потом и Елены Исинбаевой, взяв в руки шест. Или анонсировать проект, еще пока не осуществленный: позвать феноменального лыжника Александра Большунова на каток, а у него взять уроки катания на лыжах.
Так и лето пролетело, и сентябрь прокатился до открытых прокатов сборной России по фигурному катанию. Всего неделю назад Саша выступала на них в Москве. Успела показать новую короткую программу – блюз, рассказав заодно, как тренеры советовались с ней, что выбрать, уточняя ее желания. Во второй день прокатов Трусова на лед не вышла, объяснив, что последние недели практически не каталась из-за травмы. До произвольной программы дело не дошло. «Нервы на пределе» оценить не удалось.
Ожидали ли в Хрустальном уход Александры именно сейчас? А что именно изменит, например, ответ «да»? Ничего, как и противоположный. Официальных сообщений, кстати, пока ни от кого из участников событий нет, но и они – не столь важны.
Что важно? Мне кажется, только это: какую роль лично Саша отводит сама себе, если не в труднейшем во всех смыслах слова наступающем, то в последующих сезонах? То есть тогда, когда большой спорт вновь повернется к России лицом.
Зачем она ушла от Этери Тутберидзе в группу Светланы Соколовской? За ежедневным комфортом (тоже во всех смыслах слова – от отсутствия на льду фигуристок-конкуренток до присутствия на нем же близкого друга Марка Кондратюка, смены жесткого графика тренировок)? Или за новой перезагрузкой во имя той самой золотой цели?
Как принято обычно говорить, а мы уже за последние годы порассуждали на темы внезапных и шокирующих переходов фигуристок предостаточно, крепостных на льду нет. Правда, есть правила переходов в виде трансферного окна по весне, а не осенью. Но окно то давно уже превратилось в формальность. Почему надо сначала уходить, а потом ставить в известность федерацию, – тоже вопрос, но тоже уже ставший формальным и без ответа.
Ковыряться в отношениях тренеров и спортсменов – вообще никчемное занятие. Если есть внутри проблемы, то нам в них со стопроцентной гарантией чистоты вывода не разобраться никогда. Что-то выстреливает наружу, как трагически знаменитая фраза Саши в Пекине «вы все знали». А что-то остается вне чужих глаз.
Надо ли переживать: за нового тренера Соколовскую, за старый тренерский штаб, за саму Сашу? Переживать – точно не стоит. Речь об элите фигурного катания. Им ведомо, что они творят.
Вызов ли это для тренера Марка Кондратюка, Александра Самарина и Софьи Самоделкиной? Конечно, вызов. Все ведь уже давно выучили: выигрывает ученик, проигрывает тренер.
Скажется ли каким-то образом переход Александры в ЦСКА на Софье Самоделкиной, которая только весной пришла в группу Соколовской и не ожидала такую конкурентку? Какие слова найдет Саша, все-таки объясняя свое решение? Какие комментарии дадут Соколовская и Тутберидзе? Какой шуткой придется отбиваться Марку Кондратюку от «кражи» Трусовой из Хрустального? И – да, коронное: приготовила ли фигуристка букет бывшему тренеру?
Вопросов такого рода любой накидает сходу не один десяток. Можем их задать пока друг-другу, если голову больше занять нечем или, наоборот, хочется разгрузить.
Автор: Ирина Степанцева