Найти тему

ЕГИПЕТСКАЯ СИЛА!..

Очерк истории масонства в Египте

Павел #Гулькин

Масонство в Египте впервые привлекло мое внимание в процессе сбора материалов для написания сценария "Констебля Маркова". Оно было вспомогательной темой, но поскольку при проработке различных источников я постоянно натыкался на то или иное упоминание о "вольных каменщиках", это меня заинтриговало, тем более, что в стране Пирамид (или пирамидонов - ? - все время путаю) до сих пор существует и, похоже, достаточно неплохо Высший масонский совет под эгидой регулярной Великой ложи Ближнего Востока. Ниже - перевод небольшого очерка из истории этого почтенного движения с их сайта.

#Масонство впервые появилось в #Египте примерно в 1798 году, завезенное сюда французскими масонами, служившими в армии Наполеона. Мы не знаем, был ли сам Наполеон масоном, но он определенно использовал масонскую практику, чтобы сойтись с людьми, сначала проявляя полное уважение к их религии, а затем используя их международные связи. Он, не теряя времени, наводнил страну циркулярами об уважении к мусульманской религии и основал «#ложу Изиды», в адепты которой были посвящены несколько видных деятелей. Имя «Изида» было принято из-за таинственных обрядов жрецов Изиды, сестры и жены #Осириса – одного из божеств в египетской мифологии. Он практиковал так называемый «мемфисский обряд», названный по названию местности, где собиралось сообщество жрецов и которое считалось великой школой мудрости и тайн египтян. Но никаких исторических оснований этого обряда, претендующего на продолжение герметических и духовных учений древних египтян, нет. Ложа Изиды, по-видимому, процветала под руководством своего первого Учителя - #генерала_Клебера, пока он не был убит в 1800 году. После ухода французов масонство, похоже, потеряло свою популярность или ушло в подполье. В 1830 году несколько итальянцев основали в Александрии ложу карбонариев. Эта ложа была полностью политической, и, поскольку за ее деятельностью пристально следило правительство, ее собрания проводились в полной секретности. Однако она оказалась популярной, и вскоре была основана еще одна ложа - «Менес», работавшая по Мемфисскому обряду, которая также процветала.

Один из самых активных членов - Самуэль Хоннис (иногда пишется как Ханас), масон Мемфисского обряда, основал ряд французских лож в #Александрии, Исмаилии, Порт-Саиде, Суэце и #Каире, включая «аль-Ахрам» в Александрии в 1845 году. Она была «признана» правительством, и многие высокопоставленные чиновники были посвящены в ней в члены ложи, в том числе знаменитый эмир Абд эль-Джазаири, который воевал с французами в Алжире и, находясь в изгнании в #Сирии, дал убежище и спас сотни христианских семей во время гонений на них в #Дамаске в то время. Другим известным посвященным был Сальваторе Зола, который стал Великим Мастером Великого Востока и Великой Ложи Египта. Он также основал первую итальянскую ложу по шотландскому обряду в Александрии в 1849 году. В 1836 году Верховный совет Мемфисского обряда Франции выдал ордер на создание Великого провинциального совета в Египте, и до 1862 года в Египте было основано еще несколько лож под протекторатом Италии и других европейских держав, и все они работали в унисон с французской «Провинциальной великой ложей».

Однако египетские масоны, которые работали под протекторатом разных стран, решили основать свою собственную ложу. В 1864 году Великий Восток Италии выдал Временный ордер (подтвержденный в 1866 году) на создание Великого Востока Египта для работы с высшими Степенями и Национальной Великой Ложи Египта для работы с первыми тремя Степенями. Это устранило анархию, царившую в обрядовой и уставной сферах, и именно эта масонская структура постепенно стала признанной во всем мире. Принц Халим (посвященный ложи Бульвер в Каире) был назначен Верховным Великим главнокомандующим, его сменил Сальваторе Зола.

Хедив Исмаил - один из величайших деятелей Египта XIX века, хотя и не масон, покровительствовал ордену как видной гуманитарной организации и позволил вступить в их ряды своему сыну Тевфика. В 1881 году уже хедив (прим. перев. – верховный правитель) Тевфик-паша стал Великим Магистром и руководил уже более чем 500 ложами, в которых превалировал английский, французский, греческий, иврит, итальянский и арабский языки. Он добился признания Великой Ложи Египта большинством масонских лож Египта. Исследование Мусы Синдахи показывает, что хедив Тевфик фактически возложил свои обязанности на Хусейна Фахри-пашу, министра юстиции, и что количество лож было сокращено примерно до 60. В 1891 году хедив Тевфик-паша передал свои обязанности Идрис-бею Раджибу.

Английское масонство в Египте. Первая английская ложа в Египте была основана в 1860 году в отеле Suez. Она называлась «Восточная Ложа», а её члены собирались в здании, известном тогда как «отель Суэц», однако никаких записей о Восточной Ложе в Объединенной Великой Ложе Англии нет.

Однако существовала Восточная ложа №472, зарегистрированная в Суэце Великой ложей Шотландии 5 августа 1867 года, и вполне возможно, что из-за этого возникла некоторая путаница. Эта шотландская ложа прекратила свое существование в 1881 году.

-2

Масонство было в те годы чрезвычайно популярным. Английские масоны не сильно отставали от других наций. Между 1862 и 1871 годами они создали 8 лож под началом Объединенной Великой Ложи Англии, а именно: Св. Иоанна, №919, 1862–1877, Хайд Кларк, №1082, 1865–1869, Св. Иоанна и Св. Павла, №1154, 1867–1872, Зетланд, №1157, 1867–1956, Ложу Альберта Эдварда, №1291 (освящена в 1969 г.), все в Александрии; La Concordia, № 1226, 1868 - 1890, действовала с использованием итальянского языке в Каире; Ложа Бульвер в Каире, №1068 в 1865 г., Греция, №1105 в 1866 г. - обе в Каире и работают до сих пор, и Каукаб аш-Шарк (Звезда Востока), №1355, 1871–1956 гг. - также в Каире. Эти ложи, находившиеся под контролем Объединенной Великой Ложи Англии и Египта, находящейся в Османской империи, находились в юрисдикции окружного Великого Магистра Турции - сэра Генри Бульвера, впоследствии - барона Даллинг и Бульвер.

В 1867 году Великий Магистр согласился на создание Окружной Великой Ложи Египта и назначил принца Халима её главой. Год спустя принц Халим был изгнан из Египта и назначил своим заместителем консула Её Британского Величества - Р. Борга (вероятно, первый посвященный Бульверской ложи в Каире и ее досточтимый мастер в 1871 г.), который оставался в этой должности вплоть до 1878 г., когда Великая окружная ложа Египта была распущена.

Окружная Великая Ложа была создана, потому что Национальная Великая Ложа Египта утратила признание Объединенной Великой Ложи Англии, поскольку она покровительствовала ложам, практиковавшим несколько обрядов, не признанных UGLE, включая Мемфисский обряд. Хотя отдельные окружные ложи собирались достаточно часто, Великая окружная ложа собиралась только три раза за все семь лет своего существования: 24 июня 1871 г., 3 апреля 1873 г. и 2 апреля 1874 г. Борг председательствовал на каждом собрании.

Сальваторе Зола, который хотел, чтобы Великая египетская ложа была признана во всем мире, после своего избрания немедленно устранил все нерегулярные и непризнанные ложи и навязал строгое соблюдение признанного Древнего и установленного шотландского обряда. Он сообщил Объединенной Великой Ложе Англии, что Национальная Великая Ложа Египта работает регулярно. Ордер, выданный принцу Халиму, был отозван, и английским ложам было приказано работать с Великой национальной ложей. Было достигнуто своего рода соглашение о том, что никакие новые ложи не будут создаваться в рамках Объединенной Великой Ложи Англии на территории, подпадающей под действие египетского законодательства.

Однако несколько лож, все же, были сформированы английскими жителями в соответствии с законодательством Египта, среди которых - ложи Идриса, Коринфянина, Рагеба, Восходящего Солнца и Бреды. В своей работе они использовали английский язык, строились по английским принципам и в соответствии с английской Конституцией и Ритуалами, но под руководством Национальной Великой Ложи Египта, от которой они получили свои хартии. В 1889 году звание Великого Магистра было присвоено Идрису Бею Раджебу - очень богатому знатному человеку. Будучи страстным масоном, он посвятил всю свою энергию и вложил значительные суммы денег в развитие египетского масонства, тщательно контролируя работу лож и капитулов и их отношения с английскими ложами в течение 25 лет. Когда его состояние уменьшилось, поскольку оно было полностью потрачено на масонские проекты, его контроль ослаб, и некоторые его приближенные начали торговать масонскими званиями и допускать злоупотребления. Отчаянно нуждаясь в деньгах, Идрис сам начл извлекать доходы из своей должности, не обращая внимания на их действия, и масонские звания продавались тому, кто больше заплатит. Английские братья не могли мириться с этими нарушениями, и после нескольких бесед с Идрис-беем их жалобы начали поступать в Объединенную Великую Ложу Англии, что привело к созданию Окружной Великой Ложи Египта и Судана в 1899 году во главе с «братом» лордом Китченером –губернатором Хартума в качестве первого Великого магистра округа. Все будущие ложи были сформированы в территориальных округах, начиная с Ложи Хартума №2877, затем - ложи сэра Реджинальда Вингейта №2954; ложи Пелузиум, №3003; Ложи Дельта, №3060; ложи Лотус, №3296 и другие в более поздние годы.

Судья Рагиб Идрис-бей, губернатор Калиуби, великий магистр Египта с 1891 по 1923 год.
Судья Рагиб Идрис-бей, губернатор Калиуби, великий магистр Египта с 1891 по 1923 год.

В то время как некоторые рядовые братья выступали за то, чтобы дождаться образования Окружной Великой Ложи Египта, другие были за то, чтобы упразднить свои Уставы и сформировать новые Ложи в соответствии с английской Конституцией. Последними были Идрисская и Коринфская ложи. Они отказались от своих египетских уставов и объединились в Ионическую ложу №3997 в 1919 году.

Великая Ложа Египта продолжала существовать при Идрис-бее, который объявил о своем намерении уйти в отставку в 1922 году после 33 лет своего пребывания на посту Великого Магистра. Он давно намеревался передать власть принцу из правящей семьи, и когда принц Мохамед Али (или принц Азиз, согласно исследованию брата Мусы Синдахи) согласился баллотироваться на выборах, он был в восторге. Однако, поняв, что выборы лишат его дохода от продажи почестей и высших степеней, он заявил, что никаких выборов не будет, поскольку он решил продолжить исполнение им своих обязанностей, к большому удивлению членов Великой Ложи. Его решение вызвало бурную дискуссию, и Идрис-бей, видя, что большинство против него, покинул ложу. Великая Ложа все еще действовала, её председатель претендовал на пост Великого Мастера, поэтому было проведено голосование. Девяносто восемь из ста двух зарегистрированных голосов проголосовали за принца Мохамеда Али, который был объявлен Великим Мастером и утвержден в должности на следующем собрании Великой Ложи.

Идрис-бей, естественно, объявил эту процедуру незаконной и сформировал еще одну собственную Великую ложу. Один из рядовых членов ложи донес во дворец, что группа, избравшая Мохамеда Али, преследовала политические цели, направленные на изменение существующего режима. Суд незамедлительно отдал приказ поддержать Идриса Бея, и правительственные чиновники, которые также были масонами, получили приказ следовать этой линии. Проводились массовые инициации, чтобы пополнить ряды группы Идриса, в то время как сторонников принца преследовали при каждой возможности.

Ни одна Великая Ложа не была признана Объединенной Великой Ложей Англии, но на короткое время Великая Ложа Шотландии сохранила отношения с Ложей принца. Однако по мере того, как соперничество между ложами становилась все более острым, что приводило к серьезным нарушениям, она отказалась от какого бы то ни было признания. Но даже после того, как принц Мохамед Али покинул пост Великого Магистра, его Великую Ложу продолжали подозревать в работе по политическим мотивам. В 1932 году была предпринята попытка объединить две Великие ложи под эгидой Великого Востока, который бездействовал много лет. Идея двора хедива заключалась в том, что должен быть один Великий Магистр в окружении Великих Офицеров, верных трону. Это почти удалось. Однако разногласия по поводу того, кто должен занимать различные должности, привели к срыву переговоров, поэтому по-прежнему существовали две Великие ложи, при этом большинство лож объединились в новую Национальную Великую ложу Египта. Несогласные ложи сформировали свой собственный так называемый «Великий Восток», работавший на коммерческих началах. Говорят, что они продавали должности и сертификаты Великой ложи тому, кто больше заплатит.

Франкмасонство в Египте, март 1930 г.
Франкмасонство в Египте, март 1930 г.

В 1934 году Великая национальная ложа Египта (ВНЛЕ), которой раньше руководил принц Мухаммед Али, а теперь – Абд аль-Маджид Юнис, работала исправно и собиралась с достаточной регулярностью. Он снова подал заявку на признание Великих Лож Сородичей преподобному епископу Гвинну как Великому магистру округа, и тот согласился провести расследование. Однако признание, которого добивалась ВНЛЕ от Лондона, так и не было получено. Дальнейшие переговоры возобновились в 1940 году, и, казалось, слабая надежда на соглашение о признании существовала. Однако однажды рано утром противники Юниса ворвались в его офис и захватили все имущество Национальной Великой Ложи с печатями и ордерами на помещения. Они заявили, что, поскольку Юнис связал свою судьбу с Великим Востоком, и все ложи, которыми он правил, сделали то же самое, теперь существует только одна Национальная Великая ложа Египта, а Юнис, и все, кто встал на его сторону, объявлялись самозванцами. Конечно, ни Объединенная великая ложа Англии, ни Окружная великая ложа не признали бы какую-либо так называемую масонскую организацию, пришедшую к власти подобным образом.

Вскоре умер Абд аль-Маджид Юнис. Он был очень уважаемым и почитаемым Братом, который делал все возможное, чтобы масонство стало регулярным. Он работал исключительно на благо «ремесла» и своих египетских братьев, но после его смерти египетское масонство фактически перестало существовать. Однако английское масонство формально просуществовало до того момента, когда президент Насер объявил его незаконным после Суэцкого кризиса в 1956 году, и оно остается таковым по сей день. Масонство неприемлемо для мусульманской религии и, похоже, существует слабая вероятность его возрождения в обозримом будущем.

____________________________________________________________________________________

Понравился материал? Не стесняемся ставить "лайки", писать восторженные слова благодарности исследователю-переводчику (мне то бишь), всячески превозносить и восхвалять его неустанную деятельность на "обчественное" благо, благодарить его добрым словом, а лучше - материальным доказательством своего почитания через перевод денег ВКонтакте. Рублей стопицот (ладно - 150) наверняка поддержат "отца русской демократии"! И... "торг здесь неуместен"!