Найти тему

«Она давно прошла»: портрет Лопухиной

Мария Ивановна Лопухина хорошо известна и ныне благодаря великолепному портрету художника Владимира Лукича Боровиковского.

Кем она была? Дочь графа Ивана Андреевича Толстого, сестра знаменитого Федора Толстого-Американца.

В 1797 году ее выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I. И именно в этом году был написан знаменитый портрет – по заказу жениха, накануне свадьбы.

В.Л.Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 г. Государственная Третьяковская галерея.
В.Л.Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 г. Государственная Третьяковская галерея.

На момент создания картины Марии Ивановне было 18 лет. Муж – всего на 10 лет старше. Тогда это было в порядке вещей, как, впрочем, и сейчас.

По воспоминаниям, Мария Ивановна была несчастлива в браке. Любви не было, муж постоянно при дворе, на нее мало обращал внимания. Брак был бездетным. А через 3 года супружества молодая жена скончалась от чахотки. Всё...

Супруг похоронил Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Через несколько лет он и сам упокоится рядом с ней. Казалось бы, совсем непримечательная, хотя и грустная история. Если бы не портрет Боровиковского.

По мнению искусствоведов, художник попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны ее характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетических и духовных идей XVIII века (Руссо!) и надвигавшейся эпохи сентиментализма. Мария Ивановна изображена на фоне берез, колосьев ржи, васильков. Этот пейзаж - и есть Лопухина: изгиб ее фигуры повторяет склоненные колосья, васильки - это ее шелковый пояс, а лиловая шаль - это бутоны роз. Тихая, поэтичная и грустная красавица в обрамлении спокойной и мудрой природы. Так, по крайней мере, представляется мне...

Иногда Марию Лопухину называют русской Джокондой. Что ж! Вполне уместно. В портрете Боровиковского есть очарование. Прелестная молодая женщина - грустная улыбка, таинственный взгляд... и предрешенность конца. Она знала свое будущее. И Боровиковский, видимо, тоже знал. И сумел тонко передать эту неотвратимость конца бытия...

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?...

Наслышанные о красоте Лопухиной и ее печальной судьбе, многие хотели увидеть портрет. И ходили слухи, что некоторые из молодых романтических и экзальтированных особ, увидевши портрет, вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Еще говорили, что отец Марии Лопухиной, масон и мистик граф Толстой, якобы заманил душу дочери в ее портрет...

Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой и почти неизлечимой болезнью.

Но чтобы не будоражить, как сейчас бы сказали, общественное мнение, Лопухины убрали портрет в дальние комнаты своего дома.

Впрочем, это в основном легенды: портрет еще при жизни Марии Лопухиной находился в подмосковном имении Богородское. После продажи этого поместья и смерти Степана Авраамовича портретом владел его шурин, брат Марии Ивановны – Федор Иванович Толстой-Американец. А уже от него перешел к его дочери Прасковье Федоровне, супруге московского гражданского губернатора Василия Степановича Перфильева.

И в губернаторском доме в конце 1880-х годов портрет Лопухиной впервые увидел Павел Михайлович Третьяков. Кстати, Префильев – личность весьма интересная: близкий приятель графа Льва Николаевича Толстого, прототип Стивы Облонского в «Анне Карениной». И много чего еще. Супруги Перфильевы были посаженными отцом и матерью на свадьбе писателя...

Третьяков долго уговаривал их продать портрет Лопухиной для своей галереи. И в конце-концов уговорил…

А чуть ранее, в 1885 году, поэт Яков Петрович Полонский был в гостях у четы Перфильевых, увидел портрет Марии Лопухиной, и был так им поражен, что тут же сочинил стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать…

.................................

Я умираю...

Дальше — тишина.